Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Возможна ли оплата обучения за счет средств ОМС по курсу повышения квалификации "трихология"? Как определять, какое обучение медицинских работников, в том числе руководителей (главного врача, его заместителей) возможно оплатить из средств ОМС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

За счет средств ОМС, а также средств нормированного страхового запаса ТФОМС возможно осуществлять расходы медицинского учреждения на повышение квалификации медицинских работников, принимающих непосредственное участие в оказании или организации оказания медицинской помощи по программе ОМС (в том числе главного врача, его заместителей), в случае если направление программы повышения квалификации медицинского работника соответствует:

- видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой медучреждением в рамках Территориальной программы ОМС;

- должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медучреждении.

Считаем, что расходы по оплате курсов повышения квалификации по профилю "трихология" следует осуществлять за счет того источника, за счет которого планируется оказывать медицинские услуги врачом-дерматовенерологом.

 

Обоснование вывода:

Под повышением квалификации (или профессиональное совершенствование) следует понимать дополнительное образование, которое направлено на получение новых навыков и умений, обновления имеющихся знаний по специализации и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Федеральный закон от 29.12. 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", далее - Закон N 273-ФЗ). Предоставление образовательных услуг является лицензируемым видом деятельности (подп. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", приложение к постановлению Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности").

К организации повышения квалификации медицинских работников предъявляются следующие требования:

- обучение следует проводить только по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, в соответствии с приказом Минздрава России от 03.08.2012 N 66н (ч. 2 ст. 76 Закона N 273-ФЗ, подп. 3 п. 2 статьи 73 Федерального закона от 29.11.2010 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 323-ФЗ);

- сроки, формы, содержание и технология такого обучения определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую программу, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (чч. 10, 13 ст. 76 Закона N 273-ФЗ, п. 5 приказа Минздрава России от 03.02.2012 N 66н) и выдачей свидетельства о повышении квалификации (чч. 14, 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ, п. 10 приказа Минздрава России от 03.02.2012 N 66н).

При оценке возможности использования средств ОМС для оплаты расходов на повышения квалификации медицинских работников (далее просто - "повышение квалификации") следует проанализировать:

- необходимы ли эти расходы для обеспечения медицинской деятельности учреждения, будут ли они направлены на оказание медицинских услуг, предусмотренных Территориальной программой ОМС (далее - ТП ОМС);

- входят ли такие расходы (вид расходов) в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках ТП ОМС.

Необходимость осуществления затрат по повышению квалификации медицинских работников, определена на законодательном уровне:

- обязанностью медицинских работников совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения (подп. 3 п. 2 статьи 73 Закона N 323-ФЗ);

- обязанностью работодателя (учреждения здравоохранения) направлять медицинских работников на курсы повышения квалификации (подп. 8 п. 1 ст. 79 Закона N 323-ФЗ).

Также на необходимость повышения квалификации в отношении медицинских работников (в т.ч. главного врача, заместителей главного врача) и направления дополнительного профессионального образования в соответствии с занимаемой должностью, указано в Квалификационных требованиях к медицинским работникам с высшим образованием (утверждены приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 206н).

Порядок выбора медицинским работником программы повышения квалификации определен приказом Минздрава РФ от 15.03.2021 N 205н.

В структуре тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС такие расходы не поименованы, однако определен обобщенный расход - "прочие услуги" (ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об ОМС в РФ", далее - Закон N 326-ФЗ; п. 3.10 разд. 3 Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи, оказываемой в объеме ТП ОМС Республики Саха (Якутия) на 2024 год, далее - Тарифное соглашение). Более детальная расшифровка экономического понятия "прочие услуги" нормативными документами, регулирующими порядок расчета тарифа, а именно Законом N 326-ФЗ; Правилами ОМС, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н; региональным Тарифным соглашением, не приводится. Однако для учреждений бюджетной сферы услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов включены в состав "прочих услуг" (смотрите п. 10.2.6 Правил N 209н). Следовательно, допустимо считать, что расходы на повышение квалификации входят в структуру тарифа. К такому выводу пришли АС Омской области, АС Западно-Сибирского округа, рассматривая дело N А46-1404/2023.

При выборе источника финансирования для покрытия расходов на повышение квалификации медицинских работников учреждению также необходимо учитывать, что Законом N 326-ФЗ определена возможность привлечения для этих целей специальных средств - средств нормированного страхового запаса ТФОМС (далее - средства НСЗ) (подп. 7.1 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ).

Правила использования средств НСЗ... для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 N 273 (далее - Правила).

Согласно подп. "а" п. 8 Правил направление программы повышения квалификации медицинского работника должно соответствовать, в частности:

- видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой региональной медицинской организацией в рамках ТП ОМС;

- должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации;

- медицинский работник, обучение которого планируется по программе повышения квалификации, не обучался по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Полагаем, что такие же требования необходимо соблюдать при оплате расходов на повышение квалификации медработников за счет средств ОМС, полученных учреждением за оказанные медицинские услуги в рамках Территориальной (или Базовой) программы ОМС.

Для обоснования возможности оплаты повышения квалификации медработника по профилю "трихология" за счет средств ОМС необходимо проанализировать, включены ли медицинские услуги по этому направлению в Территориальную программу ОМС.

Основные нормативные акты, регулирующие порядок предоставления медицинских услуг, не содержат такого понятия, как "трихология". Также "трихология" не упоминается ни в Квалификационных требованиях Минздрава, ни в Номенклатуре медицинских специальностей, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.

Согласно открытым источникам под "трихологией" понимается наука о волосах и волосистой части кожи головы, которая изучает морфологию и физиологию волос, разрабатывает теоретические и практические методики лечения волос и кожи головы. Трихология считается подразделом дерматокосметологии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Трихология). Услуги по профилю "трихология" могут оказываться как на базе дерматовенерологического диспансера, так и на базе косметологической организации. Например:

- лечение выпадения волос при гнездовой алопеции (стандарт специализированной медицинской помощи утвержден приказом Минздрава России от 28.12.2012 N 1610н), возникающей при заболеваниях щитовидной железы, может быть включено в программу ОМС;

- консультирование врача-дерматовенеролога (трихология) для назначения плазмолифтинга волосистой части головы (смотрите нормы приказа Минздрава Рязанской области от 23.06.2017 N 1147), как правило, осуществляется за счет личных средств пациента.

По нашему мнению, расходы по оплате курсов повышения квалификации медработников по профилю "трихология" следует осуществлять за счет того источника, за счет которого планируется оказывать медицинские услуги врачом-дерматовенерологом.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сизонова Ольга