Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа (специальность «Сестринское дело»)

DOI: https://doi.org/10.29296/25879979-2021-08-03
Скачать статью в PDF
Номер журнала: 
8
Год издания: 
2021

Т.В. Потупчик, Я.В. Корман Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, Россия, 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1

В статье рассматривается понятие синдрома эмоционального выгорания, причины его развития у студентов. Описаны методики выявления, критерии и показатели синдрома эмоционального выгорания, способы профилактики, даны рекомендации для студентов. Представлено исследование, проведенное среди 258 студентов 1–4-го курса специальности «Сестринское дело» Фармацевтического колледжа Красноярского государственного медицинского университета, целью которого было выявление уровня синдрома эмоционального выгорания у студентов. Методом исследования было анкетирование по опроснику выгорания Маслач. Результаты исследования показали, что 64% студентов 1-го курса имеет средний уровень, 14% – низкий уровень и 22% – высокий уровень выраженности эмоционального выгорания. 54% студентов 2-го курса имеют низкий уровень, 35% – средний уровень и 11% – высокий уровень выраженности эмоционального выгорания. 55% студентов 3-го курса имеют низкий уровень, 29% – средний уровень и 16% – высокий уровень выраженности эмоционального выгорания. Из опрошенных студентов выпускных курсов 13% имеют низкий уровень, 57% – средний уровень и 30% – высокий уровень выраженности эмоционального выгорания. Результаты проведенного исследования показали, что у студентов 1-го и 4-го курсов степень эмоционального выгорания выше, чем у студентов 2-го и 3-го курсов, что обусловлено у студентов 1-го курса адаптацией к обучению в новом для них формате, а у выпускных курсов – подготовкой и прохождением государственной итоговой аттестации. Полученные результаты исследования подтверждают, что во время учебной деятельности необходимо проводить профилактические мероприятия по снижению риска возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: 
синдром эмоционального выгорания
студенты
опросник выгорания Маслач
профилактика

Для цитирования
Потупчик Т.В., Корман Я.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа (специальность «Сестринское дело») . Медицинская сестра, 2021; (8): 7-11 https://doi.org/10.29296/25879979-2021-08-03


It appears your Web browser is not configured to display PDF files. Download adobe Acrobat или click here to download the PDF file.

Список литературы: 
  1. Колузаева Т.В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики. Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2020; 122–130.
  2. Стебловская А.В. Теоретическое представление понятия «синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017; 51: 140–146.
  3. Чердымова Е.И., Чернышова Е.Л., Мачнев В.Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография. Самара: Изд-во Самарского университета, 2019.
  4. Мальцева С.М., Смирнова Ж.В., Исаева И.Ю., Назаркина Е.С. Причины возникновения и профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; 9(2): 348–350.
  5. Самохвалов А., Крылов Н., Вычужанин Д. Синдром эмоционального выгорания у врачей (сколько лет мне осталось?). Врач; 2017, (9): 2–5.
  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2013; 12(4): 17–27.
  7. Ярошенко Е.И. Социально-психологическая модель эмоционального выгорания личности. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019; 1(49). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-model-emotsionalnogo-vygoraniya-lichnosti.
  8. Клевцова Н.А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста. Территория науки. 2015; 5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-v-professionalnoy-deyatelnosti-spetsialista.
  9. Лаврентьева Е.С., Сорокина Ю.В. Синдром эмоционального выгорания как механизм психологической защиты. Известия института систем управления СГЭУ. 2021; 1(23): 62–66.
  10. Семиздралова О.А. Пути преодоления стресса в условиях педагогической деятельности. Инновационные проекты и программы в образовании. 2011; 4: 60–62.
  11. Дудко А.В. Преодоление психоэмоционального напряжения физической культурой. StudNet. 2020; 10. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-psihoemotsionalnogo-napryazheniya-fizicheskoy-kulturoy.
  12. Конокпоева О.А. Применение прогрессивной мышечной релаксации по Э. Джекобсону как практика сохранения психологического здоровья. Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014: 460–468.
  13. Фомин А.В., Зотова М.А. Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека и его творческий потенциал как компонент содержания музыкально-педагогического образования. Музыкальное искусство и образование. 2018; 2: 61–71.
  14. Бочанова Е.Н., Гацких И.В., Потупчик Т.В., Веселова О.Ф., Ноздрачев К.Г. Сравнительный анализ поливитаминов для детей. Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. 2020; 23(11): 10–15.
  15. Шутова С.В. Ароматерапия: физиологические эффекты и возможные механизмы (обзор литературы). Вестник российских университетов. 2013; 8. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aromaterapiya-fiziologicheskie-effekty-i-vozmozhnye-mehanizmy-obzor-literatury/viewer