Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Сколько должно быть общепрофильных бригад скорой медицинской помощи и в каком составе в муниципальном округе при численности населения 16 500 человек и при количестве 6500 выездов в год?

Сколько должно быть общепрофильных бригад скорой медицинской помощи и в каком составе в муниципальном округе при численности населения 16 500 человек и при количестве 6500 выездов в год?

1118683-0-50-1000-616-2072x0-60-0-0-fae4d6aeb4ee43af3e9f59fc5067acaf

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Формирование общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи осуществляется исходя из следующих требований:

В местах компактного проживания населения - одна бригада на 10 тысяч обслуживаемого взрослого населения, одна педиатрическая бригада на 10 тысяч обслуживаемого детского населения, при длине радиуса территории обслуживания равной 20 км.

В местах с низкой плотностью проживающего населения, при длине радиуса территории обслуживания равной 30 км - одна бригада СМП на 9 тыс. человек, 40 км - одна бригада СМП на 8 тыс. человек, 50 км - одна бригада СМП на 7 тыс. человек, свыше 50 км - одна бригада СМП на 6 тыс. человек.

При этом при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме время доезда выездной бригады до пациента не должно превышать 20 минут с момента ее вызова.

Порядок формирования общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи установлен Приказом Минздрава РФ от 20.06.2013 N 388н. Изменение состава бригад, в том числе формирование бригады, включающей в себя только одного медицинского работника, является нарушением порядка оказания скорой медицинской помощи, то есть может быть признано нарушением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

 

Обоснование вывода:

Ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) выделяет скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь как отдельный вид медицинской помощи (далее - СМП).

Ст. 35 Закона N 323-ФЗ указывает, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи утвержден Приказом Минздрава РФ от 20.06.2013 N 388н (далее - Порядок N 388н), которым в том числе установлены Правила организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (приложение N 2), Правила организации деятельности станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи (приложение N 3) и Рекомендуемые штатные нормативы станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи (приложение N 4).

Согласно пунктам 3 и 7 Правил организации деятельности станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи станция скорой медицинской помощи является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь. Отделение скорой медицинской помощи является структурным подразделением медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь (поликлиники, больницы, в том числе больницы скорой медицинской помощи, иной медицинской организации). Структура и штатная численность станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи устанавливаются главным врачом (руководителем медицинской организации) исходя из объема оказываемой медицинской помощи, численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 4 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом.

В соответствии с п. 6 Правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (далее - Правила выездной бригады) количество и профиль выездных бригад скорой медицинской помощи устанавливаются с целью круглосуточного обеспечения населения скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью, с учетом численности, плотности и возрастной структуры населения территории обслуживания, средней нагрузки на одну выездную бригаду скорой медицинской помощи в сутки, климатических и географических особенностей территории обслуживания, особенностей застройки, насыщенности территории обслуживания промышленными предприятиями, состояния транспортных магистралей, интенсивности движения и иных факторов, а также значений критериев доступности медицинской помощи, установленных территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Из п. 7 и 8 Правил выездной бригады следует, что общепрофильная выездная бригада СМП может быть фельдшерской и врачебной.

Общепрофильная фельдшерская выездная бригада может состоять из:

- двух фельдшеров СМП и водителя;

- фельдшера СМП, медицинской сестры (медицинского брата) и водителя.

Общепрофильная врачебная выездная бригада может состоять из:

- врача СМП, фельдшера СМП и водителя;

- врача СМП, медицинской сестры (медицинского брата) и водителя;

- врача СМП, фельдшера СМП, фельдшера СМП или медицинской сестры (медицинского брата) и водителя.

Из анализа приведенных норм следует, что количество выездных бригад определяется руководителем медицинской организации. При определении состава бригад руководитель имеет вариативность по формированию, однако, как видно из перечисленных норм, в любом случае фельдшерская бригада включает в себя не менее двух медицинских работников (два фельдшера СМП или фельдшер СМП + медицинская сестра), врачебная бригада также не менее двух медицинских работников (врач СМП + фельдшер СМП, врач СМП + медицинская сестра, врач СМП + два фельдшера СМП или врач СМП + фельдшер СМП + медицинская сестра).

Вариантов неполных бригад Порядок N 388н не предусматривает, так как это может привести к невозможности оказания необходимой медицинской помощи пациенту и/или невозможности проведения медицинской эвакуации, требующей в отдельных случаях обязательного участия не менее двух медицинских работников, например, при необходимости применения медицинского изделия носилки санитарные бескаркасные.

Надо отметить, что в соответствии с подп. а п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, соблюдение порядков оказания медицинской помощи, утвержденных в соответствии с Законом N 323-ФЗ, включено в состав лицензионных требований, а их несоблюдение согласно п. 7 Положения в отдельных случаях может быть признано грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

Таким образом, соблюдение установленных Порядком N 388н правил формирования выездных бригад СМП входит в число лицензионных требований к осуществлению медицинской деятельности. Нарушение указанных правил может быть причиной привлечения медицинской организации и ее должностных лиц к административной ответственности (части 3 и 4 ст. 14.1 и части 2 и 3 ст. 19.20 КоАП РФ).

Об этом в том числе свидетельствует судебная практика.

Так, в решении Далматовского районного суда Курганской области от 07.03.2024 по делу N 12-8/2024 неполный состав выездной бригады СМП квалифицирован как нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности (ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ).

В решении Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2019 по делу N А40-241437/2019 по тем же причинам суд привлекает медицинскую организацию к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 N 13АП-30102/17 и решении Арбитражного суда Калининградской области от 20.09.2019 по делу N А21-6947/2019.

В постановлении Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17.04.2023 по делу N 5-10/2023 суд указывает, что в нарушении требований порядка формирования бригад СМП усматривается грубое нарушение лицензионных требований (ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ), однако прекращает дело за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

В апелляционном определении СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 17.01.2024 по делу N 33-408/2024 и апелляционном определении СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.01.2024 по делу N 33-1082/2024 суды признали факт ненадлежащего оказания медицинской помощи в том числе по причине ее оказания выездной бригадой СМП в неполном составе, в апелляционном определении СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 23.01.2024 по делу N 33-290/2024 нарушение требований к составу бригады указывается в качестве организационного дефекта оказания медицинской помощи, не имеющего прямой причинно-следственной связи со смертью пациента.

В апелляционном определении СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 03.04.2023 по делу N 11-4271/2023 суд указывает на обоснованность требований медицинского работника, работавшего в составе выездной бригады в неполном составе, претендующего на доплаты за отсутствующего медицинского работника.

Как следует из Рекомендуемых штатных нормативов станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи для обеспечения деятельности общепрофильных бригад СМП предусматриваются:

1) должности врача СМП:

5,25 шт. ед. для обеспечения круглосуточной работы общепрофильной врачебной выездной бригады СМП;

5,25 на каждые 60 тыс. выездов в год (для обеспечения круглосуточной работы отдела медицинской эвакуации);

2) должности фельдшера СМП:

5,25 для обеспечения круглосуточной работы общепрофильной фельдшерской выездной бригады СМП (при наличии в ее составе одного фельдшера СМП);

10,5 для обеспечения круглосуточной работы общепрофильной фельдшерской выездной бригады СМП (при наличии в ее составе двух фельдшеров СМП);

5,25 для обеспечения круглосуточной работы общепрофильной врачебной выездной бригады СМП (при наличии в ее составе одного фельдшера СМП);

10,5 для обеспечения круглосуточной работы общепрофильной врачебной выездной бригады СМП (при наличии в ее составе двух фельдшеров СМП);

3) должности медицинской сестры (медицинского брата):

5,25 для обеспечения круглосуточной работы общепрофильной фельдшерской выездной бригады СМП;

5,25 для обеспечения круглосуточной работы общепрофильной врачебной выездной бригады СМП.

В Письме Минздрава РФ и ФФОМС от 26.09.2012 N 14-0/10/2-2564/7155/30 О направлении методических рекомендаций "Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития" (раздел "Скорая медицинская помощь в свете нового законодательства. Основные понятия") указывается:

Выездная бригада СМП (далее - Бригада) является функциональной единицей МО (отделения) СМП. По составу Бригада может быть фельдшерской, врачебной, специализированной, по назначению - общепрофильной, специализированной, транспортной.

Бригады создаются в соответствии со штатными нормативами с учетом необходимости обеспечения круглосуточной посменной работы. Расчет потребности числа бригад осуществляется с учетом прогнозируемой численности населения, средним радиусом обслуживаемой территории, средней нагрузки на одну бригаду в сутки, коэффициентом загрузки бригад СМП, обеспечения круглосуточной посменной работы в соответствии с принятыми нормативами расчетов. Количество Бригад определяется исходя из расчета:

1. Общепрофильная врачебная (фельдшерская) бригада:

1.1. В местах компактного проживания населения - одна бригада на 10 тысяч обслуживаемого взрослого населения, одна педиатрическая бригада на 10 тысяч обслуживаемого детского населения, при длине радиуса территории обслуживания равной 20 км;

1.2. В местах низкой плотностью проживающего населения, при длине радиуса территории обслуживания равной 30 км - 1 бригада СМП на 9 тыс. человек, 40 км - 1 бригада СМП на 8 тыс. человек, 50 км - 1 бригада СМП на 7 тыс. человек, свыше 50 км - 1 бригада СМП на 6 тыс. человек.

Аналогичный подход к формированию бригад СМП Минздрав России проявлял и в дальнейшем, в частности, в разделе "Организация деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи" Методических рекомендаций "Организация оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации", направленных письмом Минздрава РФ от 12.02.2015 N 14-3/110, где указывается:

Выездные бригады скорой медицинской помощи создаются с учетом необходимости обеспечения круглосуточной посменной работы, численности населения, средним радиусом территории обслуживания, средней нагрузки на одну бригаду скорой медицинской помощи в сутки, коэффициентом загрузки бригад скорой медицинской помощи.

Общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из следующих примерных нормативов:

- в районах компактного проживания населения (с высокой плотностью населения) при длине радиуса территории обслуживания равной 20 км - одна бригада на 10 тысяч обслуживаемого взрослого населения, одна бригада на 10 тысяч обслуживаемого детского населения;

- в районах с низкой плотностью населения при длине радиуса территории обслуживания равной 30 км - одна бригада на 9 тысяч населения, 40 км - одна бригада на 8 тысяч населения, 50 км - одна бригада на 7 тысяч населения, свыше 50 км - одна бригада на 6 тысяч населения.

Впоследствии в Приказе Минздрава РФ от 20.04.2018 N 182 "Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения" Минздрав России подтвердил принцип формирования бригад СМП. Так, в п. 8 документа указано:

8. Общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из следующих примерных нормативов:

- в районах компактного проживания населения (с высокой плотностью населения) при длине радиуса обслуживания равной 20 км - 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого взрослого населения, 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого детского населения;

- в районах с низкой плотностью населения при длине радиуса территории обслуживания равной 30 км - 1 бригада на 9 тыс. чел. населения, 40 км - 1 бригада на 8 тыс. чел. населения, 50 км - 1 бригада на 7 тыс. населения, свыше 50 км - 1 бригада на 6 тыс. чел. населения.

Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из примерного норматива - 1 бригада на каждые 100 тыс. чел. обслуживаемого населения.

При этом в п. 3 Минздрав РФ указывает:

3. Расчет нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения (далее - нормативы и нормы) при определении потребности в медицинской помощи и медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, рекомендуется проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации на основании методических рекомендаций самостоятельно могут определять возможности применения нормативов и норм в зависимости от:

- особенностей половозрастного состава населения субъекта Российской Федерации;

- уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации;

- уровня и структуры смертности населения субъекта Российской Федерации;

- климатических и географических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций;

- сбалансированности объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Изложенная позиция о принципе формирования выездных бригад СМП неоднократно и последовательно подтверждалась Минздравом России в различных документах, то есть данную позицию следует считать устоявшейся.

Отметим, что изданных региональных нормативных правовых актов, вводящих особенности оказания СМП или обеспеченности населения региона медицинскими работниками СМП в Амурской области, нами не выявлено.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Василевицкий Александр