Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Медицинские работники ГБУЗ (ЦРБ) неоднократно направляются в командировку

Медицинские работники ГБУЗ (ЦРБ) неоднократно направляются в командировку в участковую больницу, которая является структурным подразделением учреждения, с целью оказания медицинской помощи населению о. Шикотан, ввиду отсутствия в больнице узких специалистов. Имеет ли право учреждение включать время нахождения в командировке медицинских работников в реестр на оплату специальной социальной выплаты, если работники исполняют трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором?

 

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 (далее - Постановление N 2568) специальная социальная выплата устанавливается перечисленным в этой норме категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.

В частности, право на такую выплату имеют врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункты "а" и "б" п. 2 Постановления N 2568).

Постановлением N 2568 утверждены и Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования РФ специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее - Правила).

Согласно п. 3 Правил специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. При определении размера специальной социальной выплаты работнику за календарный месяц рассчитывается соотношение количества рабочих часов, фактически отработанных работником за календарный месяц, и количества рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной исходя из установленной работнику в соответствии с законодательством Российской Федерации продолжительности рабочей недели в порядке, определенном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 101.

Анализируя п. 2 Постановления N 2568, п. 3 Правил, отметим, что специальная социальная выплата, в частности, устанавливается при наличии следующих условий:

- медицинские работники должны оказывать медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования;

- исполнение медицинскими работниками трудовой функции, установленной трудовым договором;

- медицинские организации должны входить в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвовать в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Заметим, что Постановление N 2568 не содержит запрета или ограничений на его применение в отношении медицинских работников, направляемых в служебную командировку. В то же время указанный нормативный акт не только не регулирует порядок учета времени, приходящегося на период командировки в целях назначения специальной социальной выплаты, но и в принципе не упоминает наличие служебной командировки как факта, который каким-либо образом может повлиять на назначение специальной социальной выплаты работнику, направленному в командировку. В этой связи прийти к однозначному выводу о включении либо невключении времени, приходящегося на период служебных командировок, в расчет для назначения социальной выплаты и, как следствие, о возможности внесения медицинских работников в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (п. 4 Правил), не представляется возможным. К сожалению, нам не удалось обнаружить официальных разъяснений, а также судебной практики по данному вопросу.

Вместе с тем, руководствуясь общими нормами трудового законодательства, а также Постановлением N 2568 в их системной взаимосвязи, позволим изложить их собственное толкование, которое по своей сути имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающимся от приведенного ниже.

Прежде всего напомним, что порядок направления работников в служебные командировки регулируется ТК РФ и Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение). Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (часть первая ст. 166 ТК РФ).

Согласно п. 4 Разъяснений по применению Постановления N 2568, утвержденных приказом Минздрава РФ от 10.03.2023 N 99 (далее - Разъяснения), при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что данная выплата производится медицинским работникам, указанным в, частности, в подп. "а" п. 2 Постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций. А при осуществлении специальной социальной выплаты медицинским работникам, указанным в подп. "б" п. 2 Постановления N 2568, учитывается, что они работают в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).

Отметим, что в случае направления медицинских работников центральной районной больницы (ЦРБ) в служебную командировку в участковую больницу, расположенную в другой местности (о. Шикотан), они не перестают быть работниками ЦРБ. Другими словами, указанные работники продолжают состоять в трудовых отношениях с ЦРБ и считаются работающими в ней и в период командировки, что соответствует п. 2 Постановления N 2568 и п. 4 Разъяснений. Между тем, как следует из п. 2 Постановления N 2568, п. 3 Правил, медицинские работники должны выполнять свою трудовую функцию по оказанию медицинской помощи, установленную трудовым договором.

В этой связи заметим, что по смыслу ст. 166 и 167 ТК РФ на время командировки работник прекращает исполнять свою трудовую функцию в месте постоянной работы и исполняет служебное поручение вне места такой работы. Иными словами, находясь в командировке, работник выполняет отдельное служебное поручение, а не трудовую функцию, как она определена трудовым договором. При этом законодатель не уточняет, что следует понимать под служебным поручением. Однако на основании ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Данная гарантия в полной мере распространяется и на период направления работника в командировку. Следовательно, в общем случае, на наш взгляд, "служебное поручение" представляет собой более узкий круг обязанностей по сравнению с трудовой функцией. Служебное поручение далеко не всегда требует от работника выполнения его трудовой функции в полном объеме, однако обязанности, которые он выполняет в командировке, всегда должны представлять собой часть этой трудовой функции, поскольку требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, работодатель в силу ст. 60 ТК РФ не вправе. Кроме того, служебное поручение может требовать от работника и выполнения его трудовой функции в полном объеме. Запрет на это законодателем нигде не установлен.

Соответственно, по смыслу ст. 166 ТК РФ работник обязан в служебной командировке выполнять поручение работодателя, но в рамках своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором и должностной инструкцией. При этом отличие служебного поручения от выполнения трудовой функции в месте постоянной работы, по нашему мнению, заключается в том, что в командировке работник выполняет трудовые обязанности именно для выполнения определенного поручения работодателя. В остальное же время (в месте постоянной работы) деятельность работника сводится к выполнению обусловленных трудовым договором трудовых обязанностей, а не разового задания. Кроме этого, время командировки не является рабочим в том смысле, в каком оно определено в ст. 91 ТК РФ, поэтому за период командировки работник получает не заработную плату, а средний заработок (ст. 167 ТК РФ). Роструд в своем письме от 05.02.2007 N 275-6-0 подтверждает, что выплата работнику, направленному в служебную командировку, заработной платы за дни нахождения в командировке будет противоречить положениям ТК РФ. Однако, несмотря на то, что время командировки не является рабочим, выполняя требование, установленное частью четвертой ст. 91 ТК РФ, информация о нахождении работника в командировке в любом случае должна фиксироваться работодателем в табеле учета рабочего времени.

Также напомним, что в п. 3 Положения уточнено, что местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором. Из приведенной нормы следует, что работа, предусмотренная трудовым договором, выполняется в месте постоянной работы. В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ условие о месте работы является обязательным для включения в трудовой договор. В то же время понятие места работы ни в приведенной норме, ни в иных положениях ТК РФ не раскрывается. В п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, отмечено, что под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. Учитывая, что все организации и их подразделения так или иначе где-то расположены, акцент на расположении в определенной местности означает, что название местности во всех случаях является обязательной характеристикой места работы. Соответственно, из приведенного Верховным Судом РФ определения следует, что для характеристики места работы как места нахождения организации достаточно указания населенного пункта, в котором эта организация расположена (подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Условие трудового договора о месте работы (май 2024)).

Таким образом, с формальной точки зрения, исходя из буквального толкования приведенных норм, работник выполняет работу, обусловленную трудовым договором, то есть трудовую функцию*(5), в месте постоянной работы (в ЦРБ), а в месте командирования другом населенном пункте или другой местности*(6) (в участковой больнице), отличном от наименования населенного пункта, указанного в качестве места работы в трудовом договоре, в котором находится работодатель, - лишь служебное поручение. Если придерживаться данной позиции, то условие назначения специальной социальной выплаты об исполнении работником трудовой функции, установленной трудовым договором (п. 3 Правил) в таком случае не выполняется, следовательно, время нахождения в командировке медицинских работников не учитывается при расчете специальной социальной выплаты. Не исключено, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации будет склоняться именно к такой точке зрения.

Между тем окончательное решение по вопросу в случае возникновения спора может принять только суд, который, возможно, посчитает, что выполнение в служебной командировке медицинскими работниками трудовых обязанностей в полном объеме согласно трудовому договору соответствует исполнению работниками трудовой функции, установленной трудовым договором, как того требует п. 3 Правил.

Обращаем внимание, что мы проанализировали правовые нормы, регулирующие рассматриваемый вопрос, опираясь на наше субъективное понимание формулировок действующего законодательства. За официальными разъяснениями по применению Постановления N 2568 рекомендуем обратиться в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также в Министерство здравоохранения РФ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Странцова Наталья