Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Организация обжалует в суде акт камеральной проверки ФСС по поводу социальной выплаты за лечение больных коронавирусом

Организация обжалует в суде акт камеральной проверки ФСС по поводу социальной выплаты за лечение больных коронавирусом. Ответчик в возражениях ссылается на то, что акт камеральной проверки не является ненормативным правовым актом, подлежащим самостоятельному обжалованию. Является ли акт камеральной проверки ненормативно-правовым актом?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Акт камеральной проверки не является ненормативным правовым актом и не подлежит самостоятельному обжалованию в арбитражном суде.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно определению Верховного Суда РФ от 19.08.2019 N 307-ЭС19-4440 по делу N А56-104785/2018 под ненормативным правовым актом понимается правовой акт индивидуального характера, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. Такого рода акт властно-распорядительного характера должен содержать обязательные предписания, распоряжения, влияющие на их гражданские права и охраняемые законом интересы. Характерной особенностью ненормативного правового акта является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), порождающих юридические последствия.

Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" предусмотрена специальная социальная выплата работникам медицинских организаций, контактирующим с больными COVID-19. В силу п. 11 Правил, утвержденных данным постановлением, контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда социального страхования.

Требования к порядку составления акта проверки за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам предусмотрены Порядком осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам (утвержден приказом Фонда социального страхования РФ от 30.06.2021 N 272, далее - Порядок).

Согласно п. 12 Порядка, в случае если после рассмотрения представленных организацией пояснений и документов будут установлены факты представления недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником выплаты, а также факты о понесенных Фондом излишних расходах, должностное лицо составляет Акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях (далее - Акт), рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 3 к Порядку. Акт подписывается должностным лицом территориального органа Фонда, проводившим проверку.

Форма, предусмотренная приложением N 3 к Порядку, предусматривает внесение в Акт следующих сведений:

- сведения о проверяемом лице;

- сведения о периоде проверки, ее основаниях;

- сведения о выявленных нарушениях;

- предложения по результатам проверки.

Таким образом, Акт не предполагает установления, изменения или отмены прав и обязанностей проверяемого лица, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влияющих на гражданские права и охраняемые законом интересы.

К сожалению, нам не удалось найти судебной практики по вопросу обжалования Акта в арбитражном суде, однако в случаях обжалования иных актов камеральных проверок Фонда социального страхования суды исходят из того, что акт камеральной проверки не подлежит самостоятельному обжалованию. В определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.02.2011 N ВАС-832/11 отмечено, что, поскольку акт проверки не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, а носит характер предложения, он не является тем актом государственного органа, который может быть обжалован в суде как порождающий гражданские права и обязанности для сторон. Иные суды также придерживаются мнения, что в акте камеральной проверки указываются лишь выводы и предложения проверяющих, тогда как решение о привлечении к ответственности и применяемые меры ответственности излагаются в принимаемом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки решении, а акт камеральной проверки не соответствует понятию ненормативного правового акта органа и не подлежит самостоятельному обжалованию (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2017 N 17АП-9834/17, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 N 09АП-56585/21 по делу N А40-108597/2021, решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2022 по делу N А40-77371/2022).

Порядок подачи возражений на Акт приведен в п. 15 Правил, согласно которому в случае несогласия с фактами, изложенными в Акте, а также с выводами и предложениями, отраженными в нем, организация, в отношении которой проводилась проверка (ее уполномоченный представитель), в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения (доставки) Акта вправе представить в территориальный орган Фонда письменные возражения по Акту в целом или по его отдельным положениям. В случае если документы, представленные организацией (ее уполномоченным представителем) к письменным возражениям, подтверждают обоснованность таких возражений, а результаты проверки этих доводов признаются обоснованными, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Фонда выносит решение об отмене Акта. Решение в течение пяти рабочих дней после дня его вынесения вручается организации, в отношении которой оно вынесено (ее уполномоченному представителю), лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Казакова Елена