Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Работа медицинской сестры в организации социального обслуживания

Елена Воронова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Может ли в штате организации социального обслуживания, не имеющей лицензии на осуществление медицинской деятельности, находиться медицинская сестра? Нужна ли лицензия в случае, если медицинская сестра занимается только измерением давления и температуры тела? Какими нормативно-правовыми актами регулируются эти вопросы, не является ли нарушением такая ситуация?

 

Наличие должности медицинской сестры в штате организации социального обслуживания, не имеющей лицензии на осуществление медицинской деятельности, как и заключение этой организацией трудовых договоров с медицинским работником, само по себе не указывает на нарушение организацией действующего законодательства. Однако осуществлять свою трудовую функцию до получения организацией лицензии работник, занимающий эту должность, не сможет.

Эти процедуры могут выполняться сотрудником, занимающим должность «социальный работник».

 

Штатное расписание является локальным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, определяющим штатную структуру и штатную численность работодателя (смотрите, например, письма Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1, от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1; постановление АС Северо-Западного округа от 12.01.2016 № Ф07-3899/15, постановление Второго ААС от 09.09.2016 N 02АП-6489/16.)

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя (определения от 29.09.2011 № 1164-О-О, от 24.09.2012 N 1690-О, от 23.12.2014 N 2872-О, от 19.07.2016 N 1437-О, от 28.03.2017 № 477-О).

Часть 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) предусматривает, что в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.

При этом необходимо учитывать следующее.

Должность медицинской сестры относится к должностям медицинских работников - специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н).

Согласно п. 13 ст. 2 Закона № 323-ФЗ медицинским работником является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

В свою очередь, в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона № 323-ФЗ медицинская организация - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения Закона № 323-ФЗ, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица, независимо от организационно-правовой формы осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная медико-санитарная помощь, оказываемая фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием, относится к видам медицинской помощи (ст. 32, ч. 3 ст. 33 Закона № 323-ФЗ). Профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи является одним из видов медицинской деятельности (п. 10 ст. 2 Закона N 323-ФЗ), которая подлежит лицензированию (п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Таким образом, для осуществления работниками организации медицинской деятельности необходимо наличие у организации соответствующей лицензии. Осуществление организацией такой деятельности без лицензии является нарушением законодательства (ч. 2 ст. 14.1, ст. 19.20 КоАП РФ).

Суды неоднократно указывали на то, что ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения (смотрите п. 10постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»; определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 № 2703-О; определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.03.2017 № 33-5952/2017; определение Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.10.2016 № 33-5898/2016). Работодатель самостоятельно формирует штатное расписание. Ему предоставлено право включать в штатное расписание любые должности. Наличие или отсутствие у работодателя лицензии, разрешения на осуществление определенного вида деятельности не влияет на возможность трудоустройства к этому работодателю (смотрите также ответ специалистов Роструда, размещенный на информационном портале Онлайнинспекция.РФ).

Таким образом, наличие в штате должности медицинской сестры в организации, не имеющей лицензии на осуществление медицинской деятельности, как и заключение этой организацией трудовых договоров с медицинским работником, само по себе не указывает на нарушение организацией действующего законодательства (смотрите, например, решение Арбитражного суда Томской области от 21.09.2016 по делу № А67-5095/2016). Однако если работник будет принят на эту должность, он, в отсутствие у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, не сможет осуществлять первичную доврачебную медико-санитарную помощь (то есть выполнять свою трудовую функцию).

Напомним, что в соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Поскольку медицинским работникам предоставляются компенсации, льготы, в частности, им установлена сокращенная рабочая неделя (часть первая ст. 350 ТК РФ), на них налагаются определенные ограничения при осуществлении ими профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 75Закона N 323-ФЗ), то в силу части второй ст. 57 ТК РФ наименование должности указанных работников и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованию должностей и квалификационным требованиям, установленным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах.

При этом, на наш взгляд, из положений этой нормы можно также сделать вывод, что если с выполнением работ по какой-либо должности в соответствии с законодательством связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то работник, занимающий эту должность, фактически должен выполнять работы, совпадающие с предусмотренными квалификационным справочником или профессиональным стандартом характеристиками работ именно по этой должности. Полагаем, что в ситуации, когда должностными обязанностями медицинской сестры предусмотрено только измерение температуры тела и артериального давления, такое требование не выполняется.

Как следует из Профессионального стандарта "Младший медицинский персонал", утвержденного приказом Минтруда России от 12.01.2016 № 2н, измерение температуры тела, артериального давления - это простые диагностические исследования, предусмотренные в числе трудовых действий младшей медицинской сестры.

Профессиональный стандарт «Социальный работник», утвержденный приказом Минтруда России от 18.06.2020 № 354н, также предусматривает наряду с другими трудовыми действиями социального работника выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, проведение антропометрических измерений, контроль приема лекарственных препаратов).

Учитывая сказанное, полагаем, что в организации социального обслуживания, не имеющей лицензии на осуществление медицинской деятельности, измерение температуры тела и артериального давления получателей социальных услуг может осуществляться работником, занимающим должность «социальный работник».