Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ, А ПОВОД ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА

Андрей Московский, руководитель юридического центра «Московский и партнеры»:

СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ, А ПОВОД ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА

Законодательство Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан

Разворачивающаяся у всех нас на глазах драматическая ситуация с «исчезновением» выделенных медицинским работникам денег свидетельствует о серьезной проблеме в коммуникации между государственными органами, их должностными лицами и гражданами, причем гражданами не простыми, а рискующими своей жизнью ради спасения своих соотечественников. 

Не получившие положенных выплат медицинские работники обращаются за помощью к государству, но оно не слышит, не спешит на помощь, более того, некоторые жалобщики подвергаются преследованию.

Цель этой статьи – не призвать медицинских работников отстаивать свои права или, наоборот, не отговорить от защиты прав.

Отстаивать или не отстаивать права, бороться или не бороться за справедливость, требовать или не требовать положенных выплат – глубоко личный, интимный вопрос, на который каждый обманутый медик должен попытаться сам себе дать ответ.

Цели этой статьи – во-первых, дать медику сведения, необходимые для принятия правильного, взвешенного решения (бороться за нарушенные права или нет), во-вторых, вооружить принявшего решение бороться медика действенным арсеналом технологий и приемов, необходимых для эффективного восстановления нарушенных прав и законных интересов.

То, что государственные органы, их должностные лица не слышат обманутых медицинских работников - весьма печальная тенденция, ибо обращения граждан (медиков, дальнобойщиков, педагогов, военнослужащих, правоохранителей – любых граждан) – это обратная связь, без которой невозможно правильное, корректное функционирование любого государства.

Во всех цивилизованных государствах сведения, содержащиеся в обращениях граждан, тщательно анализируются соответствующими структурами и используются при выработке внутриполитических решений.

Во-первых, наших читателям необходимо понять, что, обращаясь в государственный или муниципальный орган с тем или иным вопросом, медицинский работник нечего не нарушает. Его действия абсолютно законны.

Право граждан на обращение в государственные органы закреплено в Конституции РФ. Ст. 33 Конституции РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Точно так же не нарушает никаких норм медицинский работник, когда спрашивает у государства, куда делись выделенные ему деньги.

Право граждан на доступ к информации – еще одно конституционное право, тесно связанное с правом обращения в государственные органы.

Вступая в контакт с государственным, муниципальным служащим, медицинский работник не должен забывать о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

При этом абсолютно не будет лишним подкреплять свои требования и просьбы ссылками на соответствующие нормы закона.

Когда чиновник видит, что имеет дело с юридически подкованным человеком, он, как правило, более ответственно относится к решению поставленного посетителем вопроса. Он понимает, что, если заявитель способен правильно, грамотно обосновать свои требования, скорее всего, в случае отказа, он без труда сможет такой отказ обжаловать. А раз так, зачем тратить свое и чужое время на ненужные тяжбы. Лучше сразу решить вопрос надлежащим образом. Так всем будет спокойнее и комфортнее.

Еще один важный момент, о котором должны знать медицинские работники: граждане вправе не только получать информацию из государственных органов, но и знакомиться с документами, касающихся их прав и законных интересов.

На основании ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

К сожалению, некоторые чиновники воспринимают Конституцию РФ как нечто идеальное, эталонно-заоблачное, оторванное от реальности, а потому не подлежащее исполнению. Объяснять таким правоприменителям, что они неправы – пустое, ненужное занятие. А вот напомнить им о том, что указанные выше конституционные принципы нашли свое дальнейшее развитие в федеральных законах, очень даже нелишне.

Так, ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с данной статьей гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Для того, чтобы взаимодействие медицинских работников с чиновниками было максимально эффективным и продуктивным, медикам очень желательно ознакомиться с нормами российского законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

Порядок рассмотрения обращений граждан в первую очередь регулируется Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

Данный федеральный закон устанавливает, основные принципы регулирования правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан, раскрывает содержание основных терминов, используемых в сфере рассмотрения обращений граждан, закрепляет права гражданина при рассмотрении обращения, а также гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением, детально регламентирует собственно порядок рассмотрений обращений граждан.

Кроме того, данный федеральный закон устанавливает общие правила личного приема граждан должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации, а также содержит положения о контроле правильности рассмотрения обращений граждан и об ответственности за нарушения установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан.

Важно помнить о том, что практически все основные положения данного федерального закона воспроизведены в ведомственных нормативных актах (Приказах Генпрокурора, МВД, ФСБ и проч.).

Так, например, п. 3.7 Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" воспроизводит требование ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и запрещает направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

П. 145 Приказа МВД России от 12.09.2013 № 707 устанавливает обязательные требования к ответу, который направляется заявителю. Примечательно, что данные требования являются более жесткими по сравнению с требованиями, предъявляемыми к ответу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с п. 145 Приказа МВД № 707 ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются.

То, с чем медицинским работникам приходится сталкиваться в реальности, другой важный вопрос, но нормы действующего законодательства Российской Федерации требуют от должностных лиц государственных и муниципальных органов совершенно конкретных и четких действий при рассмотрении обращений граждан.

От заявителей, да и от коллег нередко приходится слышать: мол, этот закон не работает. А как закон может работать или не работать? Закон – не существо. Закон – это инструмент, алгоритм. Он может исполняться либо не исполняться чиновником. При этом будет ли он исполняться, во многом зависит от самих заявителей. Ведь ни для кого не секрет, что грамотно составленное заявление, хорошо аргументированная жалоба – это полдела. В то же время небрежно составленный документ, доводы которого не являются звеньями стройной логической цепочки – отличный повод для нерадивого государственного служащего заявить о том, что он не понял, о чем идет речь, и ограничиться подготовкой формального ответа – отписки.

Наиболее распространенные нарушения при рассмотрении обращений граждан

Для правильного выстраивания коммуникации с чиновниками, для эффективного решения своих вопросов медицинские работники должны знать, с чем с высокой степенью вероятности им придется сталкиваться. Чтобы медик мог быстро оценить ситуацию и выбрать правильный способ реагирования на нее, здесь мы приведем наиболее типичные нарушения прав граждан при рассмотрении их обращений.

1. Несоблюдение установленного законом срока регистрации обращения. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

2. Ненаправление обращения по компетенции в иной государственный или муниципальный орган – с одновременным информированием заявителя о том, что это не относится к компетенции органа, в который поступило обращение. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

3. Ненаправление заявителю уведомления о направлении его обращения по компетенции.

4. Нарушение установленного срока для направления обращения в соответствии с компетенцией в другой государственный или муниципальный орган.

5. Формальное рассмотрение обращение гражданина. Составление стандартизированного ответа – отписки. В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; а также дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

6. Исследование не всех доводов заявления. Если в заявлении содержится 10 доводов, закон обязывает государственного или муниципального служащего исследовать каждый из этих доводов и дать им правовую оценку. Несоблюдение данного требования является нарушением установленного законом порядка рассмотрении обращения.

7. Неуведомление заявителя о том, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ государственным органом, органом местного самоуправления либо должностным лицом принято решение о том, что ответ на обращение не дается (если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи и проч.).

Во всех указанных случаях закон обязывает государственного, муниципального служащего в семидневный срок направить заявителю уведомление о принятом решении.

8. Нарушение установленного законом срока рассмотрения обращений граждан. Неуведомление заявителя о продлении срока рассмотрения обращения. Ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

9. Психологическое давление на заявителя, преследование заявителя в связи с его обращением. Ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" запрещает преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Знание наиболее распространенных нарушений установленного законом порядка рассмотрения обращений поможет медикам сэкономить свое время и силы, и при выявлении нарушения тут же обжаловать его вышестоящему руководству или в надзорный орган.

Кстати, нередки ситуации, когда сам чиновник признает свою неправоту и добровольно становится на путь исправления – после того, как заявитель вежливо и корректно укажет тому на недопустимость выявленных нарушений.

В запущенных случаях, конечно же, приходится обращаться к непосредственному руководителю должностного лица, нарушающего порядок рассмотрения обращений граждан, или в органы прокуратуры.

Ответственность должностных лиц за нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан

Общая ситуация с соблюдением законности в сфере рассмотрения обращений граждан была бы более благополучной, если бы граждане знали о том, что чиновник не имеет права рассматривать обращения ненадлежащим образом. То же самое касается и медицинских работников, обжалующих нарушения своих прав.

К сожалению, из-за юридической безграмотности и правового нигилизма многие граждане (в том числе и медики) совершенно искренне полагают, что государственному, муниципальному служащему разрешено игнорировать обращения, не давать на них ответ, не рассматривать поставленные в обращении вопросы по существу и проч.

Конечно же, данное весьма распространенное ошибочное представление является мощным демотиватором для некоторых чиновников с пониженной личной ответственностью.

Действующее законодательство Российской Федерации не только строго запрещает государственным, муниципальным служащим нарушать права граждан в сфере рассмотрения обращений, но и предусматривает за это различные виды ответственности.

Одна из главных целей данной статьи – донести до медицинских работников информацию о том, как может быть наказан чиновник за нарушения действующего законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

Ст. 15 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает, что лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В частности, административная ответственность за ненадлежащее рассмотрение обращений предусмотрена ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Кроме того, если чиновник неправомерно отказал гражданину в предоставлении информации, за это также придется отвечать.

В соответствии со ст. 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Также необходимо помнить об ответственности чиновников за нарушения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Ст. 5.63 КоАП РФ предусматривает за такие нарушения административные наказания в виде штрафа.

Однако ответственность за нарушение прав граждан при их взаимодействии с государственными, муниципальными органами и служащими не ограничивается мерами административного воздействия.

Так, ст. 140 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (УК РФ) устанавливает, что неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Так что, законодательно права медицинских работников очень серьезно защищены. Необходимо об этом помнить и начинать требовать от чиновников качественного, надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей.

Медицинские работники заявляют о нарушениях своих прав

События последних месяцев, в ходе которых медики пытались добиться от властей адекватного ответа, ярко продемонстрировали изъяны и дефекты практики рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации.

Важно помнить о том, что в рассматриваемом контексте медики не наделены каком-то особым статусом. С точки зрения законодательства о порядке рассмотрения обращений и доступа граждан к информации они являются обычными гражданами, и их обращения должны рассматриваться в обычном порядке – то есть надлежащим образом, качественно, в соответствии с требованиями закона.

В одном из своих апрельских обращений президент РФ Владимир Путин пообещал, что медикам будут доплачивать за работу с пациентами, страдающими коронавирусом.

Во исполнение поручения президента РФ Правительство Российской Федерации выделило регионам более 27 млрд рублей на доплаты врачам за работу с коронавирусными больными. Что произошло дальше, мы все хорошо знаем.

Денежные средства не везде дошли до адресатов.

Естественно, возмущенные медицинские работники стали жаловаться, обращаться по поводу нарушений своих прав к вышестоящему руководству, в органы управления здравоохранением, правоохранительные, контрольные, надзорные органы. Также медики жаловались на отсутствие средств индивидуальной защиты (СИЗ) в больницах.

Кое-где недовольство было услышано властями, в итоге инициировано проведение проверочных мероприятий.

По сообщениям СМИ, Следственный комитет РФ уже проводит проверки в 20 регионах, где медработники обещанные выплаты до сих пор не получили.

Однако не везде реакция государственных органов на жалобы медиков была адекватной и соответствующей нормам закона.

Так, в некоторых регионах медиков, которые публично жалуются на невыплаты и отсутствие СИЗ, вызывают в полицию, прокуратуру, под различными предлогами увольняют.

По сообщениям прессы, троих сотрудников службы «скорой помощи» в Ивановской области вызвали для дачи объяснений в прокуратуру - из-за видеообращения о нехватке средств индивидуальной защиты.

Как сообщает «Новая газета», в Чеченской Республике сотрудники Гудермесской больницы извинились в эфире ЧГТРК «Грозный» за свои видеообращения по поводу нехватки средств защиты.

Телекомпания «Грозный» в ночных новостях 15 мая 2020 года назвала протест врачей Гудермесской ЦРБ «беспричинной паникой», а его участников — «провокаторами». Как сообщает информационное агентство ТАСС, глава Чечни Рамзан Кадыров потребовал уволить работников больницы, пожаловавшихся на нехватку средств индивидуальной защиты.

Пресса много писала о 54-летней регистраторе поликлиники № 3 Кировского клинико-диагностического центра Вере Вотинцевой. Женщина рассчитывала получить хотя бы символическую премию за рискованную работу в период пандемии и возросшую нагрузку, но вместо премии ей пытались запретить писать в социальных сетях, а потом уволили с формулировкой - за подрыв репутации.

По сообщению Федерального агентства новостей, врач-инфекционист Ленской районной больницы в Якутии была вынуждена уволиться из-за травли, устроенной в ее адрес после жалобы главе региона на нехватку в медучреждении СИЗ.

Как пояснил губернатор Якутии Айсен Николаев, женщина попросила улучшить обеспечение больницы защитными средствами. После этого глава региона дал поручение поставить в медучреждение защитные костюмы. Однако руководство больницы обвинило врача в том, что она якобы позорит больницу.

Кое-где борьба медиков за свои права приводит к успеху.

Так, например, в Калужской области врачи пожаловались на маленькие дотации за работу с инфицированными коронавирусом пациентами. Ряд местных СМИ опубликовал обращение сотрудников медучреждения, в котором говорится о доплате в 27 рублей.

В итоге, как сообщил РИА Новости заместитель главы регионального Минздрава Илья Соваков, главный врач Козельской межрайонной больницы № 3, осознав ошибку, подал заявление об уходе по собственному желанию.

Во Владимирской области набирает обороты громкий скандал из-за массового увольнения медиков, которые должны были бороться с коронавирусом. В центре скандала - инфекционный госпиталь в городе Карабаново, куда поступают пациенты с СOVID-19.

Это медицинское учреждение уже привлекло внимание общественности после того, как медсестра Ольга Овинникова опубликовала в Интернете фотографию обожженного лица и написала, что из-за нехватки средств защиты персонал замачивает одноразовые маски и защитные костюмы в хлорке для дезинфекции.

Сотрудников службы «скорой помощи» Абинской районной больницы Краснодарского края полицейские обязали дать показания из-за видео, где они пожаловались на отсутствие положенных выплат за работу с больными коронавирусом.

При этом одному из медиков, которого посчитали инициатором видеообращения, выдали предупреждение о недопустимости нарушения закона «О противодействии экстремистской деятельности».

На видеозаписи сотрудники службы «скорой помощи» заявили о том, что по состоянию на 18 мая 2020 года обещанные президентом России выплаты они не получили. По словам медиков, руководство больницы пытается их убедить в том, что никакие выплаты им не положены.

В Ивановской области дело зашло еще дальше. Как сообщает «Открытая Россия», отдел полиции по Кинешемскому району возбудил против фельдшера «скорой помощи» Сергея Веселкова дело об административном правонарушении по так называемой «антифейковой» статье о распространении заведомо недостоверных сведений под видом достоверных (ч. 9 ст. 13.15 КоАП).

Поводом для возбуждения дела стал видеоролик по сбору денег на закупку средств индивидуальной защиты для медиков.

В ролике медицинские работники говорят о нехватке средств индивидуальной защиты. При этом они ссылались на информацию с портала «Ивановские новости», где глава департамента здравоохранения Ивановской области Артур Фокин заявил, что в регионе отсутствует запас средств индивидуальной защиты на случай пиковой нагрузки.

Практические рекомендации для медиков, которые хотят сообщить в компетентные органы о нарушениях

Неудивительно, что столкнувшиеся с нарушениями своих прав медики России находятся в замешательстве. С одной стороны, они безусловно хотят донести «до инстанций» свое недовольство, добиться восстановления справедливости, наказания для своих обидчиков и получения обещанных им выплат. С другой стороны, они напуганы возможными негативными последствиями, которые могут наступить в результате их обращений.

В редакционной почте много писем, в которых представители медицинского сообщества просят нас дать практические рекомендации по поводу того, как правильно жаловаться, как добиться надлежащего рассмотрения обращений граждан, как исключить возможную месть со стороны недовольных жалобами чиновников и правоохранителей, как «не подставиться» и обезопасить себя.

Мы надеемся на понимание с Вашей стороны. Нет и не может быть каких-то универсальных советов и рекомендаций, которые полностью обезопасят Вас от возможных противоправных действий нечистых на руку должностных лиц в ответ на Ваши заявления и жалобы.

Единственное, что мы можем гарантировать – это то, что наши советы и рекомендации максимально повысят эффективность Ваших действий по обжалованию нарушений чиновников и минимизируют риск возможного противодействия со стороны тех, кто не заинтересован в законном распределении денежных средств и средств индивидуальной защиты.

1. Прежде чем вступать в борьбу за свои права, попытайтесь осознать, что, во-первых, никто не гарантирует Вам победу, а во-вторых, Ваша борьба за свои права может затянуться на долгие месяцы, а то и годы. Может быть, все-таки стоит плюнуть и забыть, или Вы все-таки боец и будете идти до конца? Обязательно ответьте себе на этот вопрос до начала действий по защите Ваших прав и законных интересов.

В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года произошла Чернобыльская катастрофа, о которой все знают. В ликвидации последствий катастрофы принимали участие около полумиллиона ликвидаторов. По некоторым данным, 25 000 российских ликвидаторов погибли, 70 000 стали инвалидами.

Мало кому известно о том, что не все чернобыльцы своевременно и в полном объеме получили то, что заслужили своим подвигом.

В течение долгих лет организации чернобыльцев в судебном порядке боролись за льготы ликвидаторов.

В 2005 году два ликвидатора выиграли судебное дело у российских властей в Страсбургском суде. Как сообщило агентство France Press, ЕСПЧ признал их инвалидами и постановил, что своевременно им не была выплачена компенсация.

В 2018 году 120 участников ликвидации последствий на Чернобыльской атомной электростанции обратились в Верховный суд Кабардино-Балкарии с просьбой пересмотреть дело об отказе в выплате компенсации морального вреда.

Так как Российская Федерация последовательно движется к отказу от признания юрисдикции ЕСПЧ, в дальнейшем чернобыльцам не придется надеяться на поддержку международного судебного органа.

Так что, решая вопрос о том, начинать борьбу за свои права или нет, обязательно вспомните о людях, которые собой заслонили нас от смертоносной радиации, а потом долгие годы ходили по судам, пытаясь получить компенсации. Сможете ли Вы быть настойчивыми и последовательными в своем правдоискательстве? Будет очень даже неплохо, если Вы обсудите этот вопрос с родными и близкими.

2. Защита прав и законных интересов часто не только требует много времени, но и является токсичной: отнимает энергию, жизненные силы, портит настроение, подрывает волю, деморализует. Поэтому каждый медик, решивший для себя все-таки начать процесс отстаивания своих прав и законных интересов, должен обязательно заручиться поддержкой родных и близких.

В одиночку пройти этот путь крайне трудно, а порой и невозможно. Если дорогие Вам люди подтвердят, что поддерживают Вас и одобряют Ваш выбор, Вам будет гораздо проще и комфортнее решать те вопросы, которые возникнут в ходе конфликта с Вашими оппонентами.

3. Не сомневайтесь ни на секунду в том, что все Ваши ляпы, проколы и недочеты будут замечены Вашими оппонентами и использованы против Вас. Чиновники активно используют неправильное составление или оформление обращения как основание для отказа в рассмотрении обращения или отказа в удовлетворении содержащихся в обращении требований.

Поэтому для наиболее эффективной коммуникации с представителями властных структур старайтесь готовить все Ваши обращения в строгом соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Кроме того, для Вас будет очень нелишним взять на вооружение следующие тактические приемы:

а) каждое Ваше обращение (жалоба, заявление, запрос информации и проч.) должно содержать описание одного нарушения; если Вы все-таки описываете несколько нарушений в одном обращении, постарайтесь их как-то разделить – сделайте что-то типа главок, разделов;

б) после отправки обращения не забывайте о нем, контролируйте, «курируйте» его, отслеживайте весь его путь: отправлено, получено, зарегистрировано, находится на рассмотрении у такого-то, подготовлен ответ, ответ направлен Вам, ответ получен Вами;

в) не забывайте о том, что личный прием иногда является эффективным форматом коммуницирования между гражданином и представителем государственного или муниципального органа;

г) пожалуйста, не действуйте спонтанно и хаотично, составьте план, следуйте ему, корректируйте его с учетом изменяющейся ситуации.

4. Если у Вас имеется возможность, защищайте свои права не в одиночку, а привлеките к этому делу профессионала: адвоката, юриста, правозащитника, знакомого отставного силовика, в конце концов, просто человека, хорошо знающего законодательства или опытного сутяжника. Для того чтобы стать медиком, Вы прошли курс обучения, затем стажировались. Стать профессионалом своего дела Вам помогает опыт практической деятельности.

Поверьте, правильное выстраивание коммуникации с представителями государственных органов, сотрудниками правоохранительных, надзорных и контрольных органов – тоже очень непростой вид деятельности, это, можно даже сказать, искусство, которому студенты - юристы обучаются под руководством маститых ученых – правоведов.

Блестяще обосновать свою правовую позицию, привести весомые аргументы, подтвердить свои доводы, опровергнуть доводы оппонента, показать несостоятельность позиции визами может даже не каждый выпускник юрфака, и, конечно же, это не под силу далекому от юриспруденции медицинскому работнику.

Так что, старайтесь идти в бой за свои права не в одиночку, а с юридически грамотным помощником или даже помощниками. Одна голова – хорошо, две – лучше, а три – замечательно. Консилиум помогает достичь более высокой объективности при решении любого вопроса.

Если у Вас нет возможности привлечь опытного консультанта, пожалуйста, не ленитесь и приобретите соответствующую юридическую литературу: по законодательству о порядке рассмотрения обращений граждан и о гарантиях доступа граждан к информации.

5. Давно замечено, что открытость, гласность и публичность – это то, чего очень сильно боятся нечистые на руку чиновники. Конечно же, это весьма эффективный инструмент в решении споров. Видеоролики с обращениями граждан к высшему руководству страны не раз привлекали внимание общественности и представителей власти, что в итоге приводило к правильному разрешению конфликта.

Так, все отлично помнят дело журналиста Ивана Голунова, которому сотрудники полиции подбросили наркотики.

Всю ночь с середины пятницы 7 июня до утра субботы 8 июня 2019 года в центре Москвы у здания ГУ МВД России по Москве на улице Петровка продолжались одиночные пикеты в поддержку журналиста.

В протесте приняли участие сотни москвичей. Акции в поддержку журналиста прошли также в Санкт-Петербурге и других городах.

В защиту Ивана Голунова выступили Юрий Шевчук, Леонид Парфёнов, Владимир Познер, Борис Гребенщиков, Мирон Фёдоров (Oxxxymiron), Чулпан Хаматова, Андрей Макаревич, Тина Канделаки и многие другие известные люди. Дело вызвало настолько мощный общественный резонанс, что на него обратил внимание глава государства Владимир Путин. В итоге с Ивана Голунова были сняты обвинения, а в отношении разрабатывавших и задерживавших его полицейских возбуждены уголовные дела.

Безусловно, запись видеоролика с рассказом о Вашей проблеме может оказать Вам ощутимую помощь. В то же время не забывайте о том, что каждое опрометчиво произнесенное Вами в этом ролике слово способно причинить Вам серьезный вред, может быть использовано против Вас.

В данной связи мы настоятельно Вам рекомендуем предварительно обсудить Ваш текст с адвокатом, юристом или правозащитником, который оказывает Вам помощь по данному делу.

Грамотный консультант подскажет Вам, какие слова, фразы и выражения не следует использовать в видеообращении, чтобы сотрудники правоохранительных органов потом не нашли в тексте Вашего выступления признаки какого-либо преступления или административного правонарушения.

Анализ административной практики показывает, что в регионах Российской Федерации органы прокуратуры все чаще в связи с выявленными в сети Интернет признаками оскорбления возбуждают дела об административном правонарушении по ст. 5.61 КоАП РФ (Оскорбление).

Так, например, Шебекинской межрайонной прокуратурой Белгородской области было установлено, что на странице социальной сети «Одноклассники» некая дама, используя чужое имя, использовала в отношении заявительницы высказывания, оскорбляющие её честь и достоинство.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что учетная запись нарушительницы оформлена на супругу родного брата потерпевшей.

Далее Шебекинским межрайонным прокурором в отношении 23-летней женщины, оставившей оскорбительные записи в социальной сети,  было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.61 КоАП РФ.

В итоге Мировым судом Шебекинского района за совершенное правонарушение женщине назначено наказание в виде штрафа в размере 1 тысячи рублей.

В городе Жигулевске в марте 2020 года двое молодых людей приняли участие в открытом обсуждении в одном из сообществ вопроса, связанного со скупкой продуктов питания в местном гипермаркете. В ходе переписки один из молодых людей поддался всплеску эмоций и адресовал другому оскорбительные нецензурные выражения.

В итоге в отношении чрезмерно эмоционального пользователя было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации).

По результатам рассмотрения данного дела сквернослов привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 тысяч рублей.

Так что, пожалуйста, будьте максимально аккуратны, осторожны и не забывайте о том, что Ваша чересчур эмоциональная реакция на коррупцию и другие нарушения в системе здравоохранения может обернуться Вам боком, вернее штрафом. Помним: слово – не воробей, а повод для возбуждения дела.

6. В советское время в коллективах негативно относились к жалобщикам, правдоискателям, сутяжникам. Жаловаться, отстаивать права было не принято. И это делали единицы.

Сегодня нет такого резкого неприятия коллективами правозащиты как раньше, хотя и одобрительным это отношение назвать нельзя. Люди понимают, что такое поведение является правильным, нормальным и цивилизованным, но что-то внутри говорит: нет, это он/она зря так… Ему/ей же еще работать здесь…

Отношение коллег к Вашей будущей борьбе за Ваши права – это следующий момент, о котором стоит серьезно призадуматься. Поддержат ли они Вас, осудят или им все будет равно – постарайтесь все это заранее просчитать и смоделировать. А если осудят, не поймут, начнут третировать, сможете ли Вы с этим мириться и работать в такой обстановке?

По мнению психолога Родиона Барабанова, в разных коллективах ситуации развиваются абсолютно по-разному. Тут все зависит от личной позиции каждого участника трудового коллектива к проблемной ситуации, а также от выстроенной между коллегами сети отношений (как в горизонтальном, так и вертикальном иерархичном направлениях).

Человек в равной степени может стать как "героем/кумиром", так и "изгоем". Во многом, конечно, борьба за справедливость с чьей-либо стороны может привести к скрытой поддержке таких действий человека со стороны рабочего коллектива, что, однако не приобретёт явной огласки скорее всего. Находясь в зависимых условиях (экономических, психосоциальных) от своей работы и непосредственного начальника, люди попросту будут бояться выражать поддержку коллеге.

По мнению Родиона Барабанова, вполне очевидным станет его вхождение в роль "белой вороны", которая "стучит" и "доносит". При этом смягчающим фактором будет являться личная ответственность сотрудника за совершаемые действия и чувство долга: "я должен был поступить по совести, по закону, быть честным". Это не исключает развития у человека субституционального чувства вины перед коллегами ("я, наверное, подставил всех их...").

В данном случае стоить помнить о том, что, совершая действия, противоречащие политике заведения (если в нем принято скрывать данные, устанавливать авторитарные правила, жонглировать должностными обязанностями и пр.), в адрес сотрудника как субъекта действия, могут совершаться различного рода манипуляции (напрямую от руководства или через приближенных ему работников) с целью отречься от своей позиции, раскаяться или, в крайнем случае, даже уволиться.

В этом плане не стоит брать на себя ответственность за чужие переживания и возможные проблемы, необходимо продолжать стоять на своей позиции, либо, определившись с ценностью работы и занимаемой должности, пожертвовать ей ради блага остальных членов коллектива и справедливости.

Раз уж речь зашла о коллективе, нужно напомнить о следующем. В период острой фазы конфликта Вам необходимо строго соблюдать правила внутреннего распорядка организации, корпоративную дисциплину. Мудрый руководитель не будет преследовать работника за правозащиту. Он постарается подловить правдоруба на совершении реального дисциплинарного проступка. До конца спора Вы обязаны быть просто идеальным сотрудником.

7. Так как порой некоторые чиновники сообщают гражданам недостоверные сведения, вводят граждан в заблуждение, отказываются от ранее произнесенных собственных слов и проч., наверное, есть смысл минимизировать вербальные контакты и перевести общение по большей части в письменный формат (почтовые отправления, факс, электронная почта).

В дальнейшем в случае спора Ваши письменные обращения и ответы на них государственных, муниципальных служащих будут служить доказательствами, подтверждающими Ваши доводы.

Храните копии Ваших обращений и ответов чиновников на них до разрешения конфликта, а еще лучше – в течение общего срока исковой давности, т. е. в течение трех лет. Если в течение трех лет «боевые действия» не возобновятся – можете смело выбросить документы, может быть, даже, перед выбросом оцифровав их.

Российское государство стремится к тому, чтобы общение граждан с чиновниками становилось менее затратным, более оперативным,  комфортным и эффективным.

Сегодня уже совершенно необязательно идти на почту, стоять там в очереди и отправлять в государственный орган заказное или ценное с описью письмо. Практически во все государственные органы можно направить обращение через сеть Интернет: либо через сервис «Госуслуги», либо через форму обратной связи на официальном сайте ведомства. При этом направленные через сеть Интернет обращения в случае спора будут иметь такую же юридическую силу, как и обращения на материальных носителях, направленные посредством АО «Почта России».

Кстати, некоторые ведомства уже имеют свои приложения для смартфонов. При помощи этих приложений граждане также могут отправлять обращения во властные структуры. Такие обращения регистрируются. Вышестоящие органы контролируют своевременность рассмотрения этих обращений.

Сейчас уже возможна оперативная отправка обращений в МВД России и в Следственный комитет РФ. При этом, как указано выше, отправленные таким образом жалобы, заявления, ходатайства, запросы информации имеют официальный статус обращения.

Свести все официальное общение граждан с должностными лицами к переписке пока невозможно, да это и, наверное, никогда не произойдет. Поэтому время от времени заявители и государственные, муниципальные служащие беседуют лично.

Таким образом, если Вы решили все-таки побороться за свои права, Вы должны понимать, что и у Вас периодически будут происходить беседы с чиновниками.

В силу целого ряда причин есть смысл такие беседы документировать, то есть записывать на диктофон. При этом имейте в виду, что согласие должностного лица на запись беседы с ним не требуется, так как действующее законодательство РФ не запрещает вести такую запись и не обязывает гражданина получать согласие чиновника на нее.

В то же время необходимо учитывать, что запись беседы с частным лицом без его согласия впоследствии может быть признана нарушающей право этого лица на защиту персональных данных. Так что записывать беседы простых граждан (не-чиновников) без их согласия не стоит.

Примет ли в случае спора суд диктофонную запись в качестве допустимого и относимого доказательства, предугадать невозможно. Это спорный вопрос. Как говорится, случаи бывают разные. Один судья примет. Другой – нет. Решение данного вопроса зависит от совокупности факторов и обстоятельств.

В то же время необходимо отметить, что само наличие диктофонной записи со словами чиновника в случае спора будет оказывать сильное психологическое воздействие на этого чиновника.

Возможно, есть люди, которые после прослушивания записи беседы с заявителем утверждают: «Это не мой голос! Это не мои слова! Фальсификация». Нам, несмотря на большой опыт в сфере оказания юридических услуг, пока такие не попадались.

8. Последняя рекомендация – страшная и важная. Но, как говорится, кто осведомлен – тот вооружен.

Итак, после того, как Вы примете решение о борьбе за Ваши права, Вы должны выбрать среди Ваших знакомых доверенное лицо. Это не тот человек, который будет оказывать Вам юридическую помощь. У него совершенно иные цели и задачи. Доверенное лицо будет заниматься Вашей безопасностью.

Доверенное лицо должно знать всю историю: чем Вы недовольны, какие Ваши права нарушены, что Вы собираетесь делать, куда писать, к кому обращаться, какие ролики и где размещать.

Далее Вы проговариваете с доверенным лицом его действия при наступлении часа «икс».

Например, если Вы не выходите на связь в течение трех дней, значит необходимо связаться с адвокатом таким-то и ввести его в процесс в  качестве Вашего защитника.

Или если Вы звоните и говорите доверенному лицу кодовое слово, это значит, что заранее подготовленное видео надо отправить в редакцию, скажем, «Медузы», радио «Свобода» или Росбалта.

Кодовое слово само по себе является сообщением о том, что Вы попали в беду, Вас сейчас слушают, Ваши действия контролируют, Вы не можете общаться в обычном режиме, Вам нужна помощь, Вы просите делать то, о чем было условлено заранее.

Кодовое слово не должно привлекать внимание посторонних. Оно должно быть обычное, нейтральное, соответствующее контексту обычной Ваше беседы с доверенным лицом. В то же время оно не должно использоваться Вами в повседневной жизни – чтобы не было ложной тревоги.

Например, Вы договорились с Вашей знакомой о том, что она – Ваше доверенное лицо. Вы никогда в повседневной жизни не называете ее «Кисуль» или «Котенок». Значит это отличные кодовые слова для часа «икс».

После пыток злоумышленники дают, наконец, позвонить. Вы набираете негнущимися пальцами номер. Гудок. Второй… За Вами внимательно наблюдают оперативники. На том конце ответили.

- Привет, Кисуль, у меня все хорошо. Голос грустный почему? Устал немного.

Разговор короткий. Ваши обидчики довольны, что вы не наделали глупостей и не наговорили лишнего. А «кисуль» знает, что у вас возникли проблемы, и начинает операцию по вашему спасению. Ну что, решили действовать? В добрый час! Пусть победа будет за вами. А мы будем рады ответить на ваши вопросы. И очень надеемся, что рекомендация № 8 вам не пригодится. Никогда.

Телефон/whatsapp юридического центра «Московский и партнеры» +7 495 196-25-84.