Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Сокращение штата

Постоянное место работы медсестры детской больницы - детский сад комбинированного вида. В нем 12 групп, 10 из которых для детей с умственной отсталостью. Есть группы с нарушением ЦНС. До августа 2022 года в детском саду работало 3 медсестры по 1 ставке. Рабочий день 7,12 ч и доплата за вредность. С января 2023 года останется 2 медсестры. Руководители хотят убрать у них сокращенный рабочий день, доплату за вредность и оставить на двоих не 2, а 1,75 ставки, основываясь на законе, что на 100 детей 1 ставка медсестры. Правомерно ли это?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Работодатель не вправе в одностороннем порядке изменить режим рабочего времени (отменить режим сокращенного рабочего времени) работникам, указанным в вопросе. Отменить доплату за вредность работодатель вправе после проведения специальной оценки и только в случае улучшения условий труда на рабочих местах, то есть уменьшения итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, по соглашению сторон либо по инициативе работодателя в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, с обязательным уведомлением работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

 

Обоснование позиции:

В соответствии со ст. 92, ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации (часть третья ст. 350 ТК РФ). Так, перечни должностей и специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-, 33-, 30- и 24-часовую рабочую неделю, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" (далее - Постановление N 101).

Для медицинских работников Постановлением N 101 установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности. Для отнесения конкретного специалиста к тому или иному перечню необходимо совпадение одновременно трех условий, указанных в перечне: профиль учреждения (отделения, кабинета), должность (специальность) работника и характер выполняемой им работы.

Так, согласно разделу VI приложения N 1 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (группы) для умственно отсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики, для среднего медицинского персонала (кроме медицинского статистика, медицинского регистратора архива) установлена продолжительность рабочей недели не более 36 часов при условии, что их работа связана с непосредственным оказанием медицинской помощи и обслуживанием больных.

Исходя из буквального толкования Приложения N 1, мы приходим к выводу, что для предоставления этой гарантии имеет значение выполнение работы, связанной с непосредственным оказанием медицинскими сестрами медицинской помощи и обслуживанием больных в указанных организациях, при этом то обстоятельство, что образовательная организация в рассматриваемом случае не состоит в трудовых отношениях с медицинскими работниками, не должно являться препятствием для установления работодателем (детская больница), привлекающим работников к такой работе, сокращенной продолжительности рабочего дня на основании раздела VI приложения N 1.

Соответственно, если профиль образовательного учреждения подпадает под указанную категорию и медицинские сестры выполняют работу непосредственно по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных, то работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочей недели - 36-часов. Соответственно, если режим рабочего времени предусматривает пятидневную рабочую неделю и одинаковую продолжительность рабочего дня в течение недели, продолжительность ежедневной работы не должна превышать 7 часов 12 минут (36/5), без учета времени перерыва для отдыха и питания (это время не включается в рабочее время на основании ст. 108 ТК РФ).

Таким образом, работодатель не может в одностороннем порядке изменить продолжительность рабочего времени, установленную трудовым договором, поручить работнику выполнение дополнительных обязанностей. Изменение в данном случае возможно либо по соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ) либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, с обязательным уведомлением работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Что касается отмены доплаты за вредность, необходимо отметить следующее.

Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены следующие дополнительные гарантии и компенсации:

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, который предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (далее - СУОТ) отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (часть первая ст. 116, часть первая ст. 117 ТК РФ);

- сокращенное рабочее время, право на которое имеют работники, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда (часть первая ст. 92 ТК РФ);

- повышенная оплата труда, устанавливаемая всем работникам, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда любой степени либо опасным условиям труда (ст. 147 ТК РФ).

Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения СОУТ (ст. 147 ТК РФ, ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).

Пересмотр уже предоставляемых компенсаций работникам возможен после проведения специальной оценки и только в случае улучшения условий труда на рабочих местах, то есть уменьшения итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (письмо Минтруда России от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161, п. 12 информации Минтруда России от 29.10.2014 "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда"). При этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (письма Минтруда России от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161 и от 26.02.2016 N 15-1/В-601, а также постановление Суда Еврейской автономной области от 23.06.2015 N 4А-29/2015, определение Иркутского областного суда от 31.05.2016 N 33а-6238/2016, определение Самарского областного суда от 20.06.2016 N 33-7264/2016).

Также следует учитывать, что условия о компенсациях за работу с вредными условиями труда с указанием таких характеристик являются обязательными для включения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ). Соблюдение условий трудового договора является обязанностью работодателя (ст. 22 ТК РФ). Следовательно, работодатель должен предоставлять работникам компенсации в тех размерах и в том порядке, которые были установлены предыдущей СОУТ, до тех пор, пока соответствующие условия будут изменены либо по соглашению сторон в порядке ст. 72 ТК РФ, либо по инициативе работодателя в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, с обязательным уведомлением работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

По вопросу штатной численности работников необходимо уточнить, что трудовое законодательство вопрос утверждения (сокращения, увеличения) штатного расписания относит к компетенции работодателя. Приложение N 2 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 822н, где указан норматив медицинская сестра (фельдшер) 1 на 100 воспитанников в дошкольных образовательных организациях, содержит рекомендуемые, а не обязательные штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (смотрите также ответ 1, ответ 2 с Информационного портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Хотим отметить, что нам не удалось обнаружить в системе нормативно-правового акта, устанавливающего рекомендуемые штатные нормативы состава дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида на уровне субъекта РФ Владимирской области либо местном уровне (в отличие от других регионов, смотрите, например, Постановление Клинцовской городской Администрации Брянской области от 25 января 2013 г. N 138 "Об утверждении штатных нормативов численности работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений (детских садов общеразвивающего вида, детских садов комбинированного вида, детских садов компенсирующего вида), муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, групп детей в школах, реализующих программу дошкольного образования").

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ипполитова Ирина