Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

,Rвалификационные требования, предъявляемые к должности "старшая операционная медицинская сестра"

 

В соответствии с профессиональным стандартом "Специалист по организации сестринского дела", утвержденным приказом Минтруда России от 31.07.2023 N 479н, квалификационные требования, предъявляемые к должности "старшая операционная медицинская сестра", разнятся с квалификационными требованиями приказа Минздрава России от 10.02.2016 N 83н.

Каким из этих документов руководствоваться?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Для осуществления деятельности по должности медицинского работника гражданин должен соответствовать как требованиям профессиональных стандартов или квалификационных справочников, так и квалификационным требованиям, утвержденным Минздравом России.

 

Обоснование позиции:

Действительно, одним из общих принципов разрешения правовых коллизий является правило lex posterior derogat prior ("последующий закон отменяет предыдущие"), согласно которому в случае противоречия друг другу нормативных актов равной юридической силы преимущество должно отдаваться тому, который был издан позднее (смотрите постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П, определение Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 746-О-О). Вместе с тем в рассматриваемой ситуации данный принцип, по нашему мнению, неприменим.

Согласно части второй ст. 57 ТК РФ если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в трудовом договоре должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах. Для медицинских работников законодательство предусматривает, в частности, сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 350 ТК РФ), поэтому при определении наименований должностей медицинских работников и квалификационных требований к ним работодатель обязан руководствоваться положениями квалификационных справочников или профстандартов.

Вместе с тем ТК РФ, устанавливая необходимость соответствия квалификации работников в указанных случаях положениям профстандартов или квалифицкационных справочников, не исключает возможности существования каких-либо иных, дополнительных требований к квалификации работников в прочих нормативных актах.

Так, постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 прямо относит к полномочиями Минздрава России утверждение квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам. Соответствующие требования в отношении работников со средним медицинским и фармацевтическим образование утверждены приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н (далее - Приказ N 83н).

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в Приказе N 83н, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности (смотрите п. 44 Перечня..., утвержденного Росздравнадзором 23.04.2023). Во многих НПА Минздрава России отдельно указывается на необходимость соответствия медицинских работников квалификационным требованиям из Приказа N 83н (смотрите, например, п. 7 приложения 7 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 786н; п. 7 приложения 10 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденному приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н).

Таким образом, полагаем, что медицинский работник должен соответствовать как требованиям, содержащимся в профстандарте, так и требованиям, содержащимся в Приказе N 83н.

Кроме того, в силу ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее - Закон N 323-ФЗ) право на занятие медицинской деятельностью обусловлено в том числе наличием у лица аккредитации специалиста. Положение об аккредитации специалистов утверждено приказом Минздрава России от 28.10.2022 N 709н. Пункт 3 указанного документа предусматривает, что аккредитация специалиста проводится в том числе с учетом квалификационных требований, предусмотренных Приказом N 83н. Таким образом, для аккредитации специалиста по соответствующей специальности необходимо его соответствие квалификационным требованиям в том числе из Приказа N 83н, а аккредитация необходима для занятия медицинской деятельностью.

Отметим, что в силу ст. 100 Закона N 323-ФЗ до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 982н также устанавливает в качестве одного из условий выдачи сертификата наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам (явно подразумевая при этом требования, утвержденные Минздравом России).

Иными словами, игнорирование квалификационных требований, предусмотренных Приказом N 83н, и использование исключительно требований, предусмотренных профстандартом, представляется невозможным для работодателя, а работник, не отвечающий требованиям, содержащимся в Приказе N 83н, в любом случае не сможет заниматься медицинской деятельностью по соответствующей должности.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сутулин Павел