Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Как определяется количество дней дополнительного отпуска за вредные условия труда медицинским работникам в случае отсутствия спецоценки?

В 2019 году учреждения здравоохранения района реорганизовались в форме присоединения к одному учреждению с присвоением статуса "районной больницы". В приосоединенных учреждениях медицинским работникам в соответствии с трудовыми договорами был предусмотрен дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда (по результатам аттестации рабочих мест), специальная оценка условий труда в этих учреждениях не проводилась. При переводе сотрудников в связи с реорганизацией дополнительные отпуска этих работников остались без изменений. Как определяется количество дней дополнительного отпуска за вредные условия труда медицинским работникам в случае отсутствия спецоценки?

Спецоценка условий труда работников учреждения, к которому присоединились, была проведена 08.06.2017, в настоящее время срок закончился. В 2021 году проведена спецоценка некоторых структурных подразделений. Имеет ли право работодатель изменить количество дней дополнительного отпуска за вредные условия труда до 7 календарных дней следующим медицинским работникам:

1) в структурных подразделениях, где срок спецоценки истек (08.06.2022);

2) в структурных подразделениях, где спецоценка не проведена (количество дней допотпуска в трудовых договорах);

3) в структурных подразделениях, где проведена спецоценка 21.10.2021?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Законодательством не установлено, как действовать работодателю, если срок действия АРМ и СОУТ окончен, а новых результатов проведения СОУТ нет. Полагаем, работодатель должен предоставлять работникам компенсации в тех размерах и в том порядке, которые были установлены по результатам АРМ и СОУТ, до получения результатов новой СОУТ. Следовательно, во всех трех указанных в вопросе случаях право на установленную медицинским работникам в трудовых договорах продолжительность отпуска за вредность нельзя уменьшить до улучшения условий труда на их рабочих местах (уменьшения итогового класса (подкласса)), подтвержденных результатами новой СОУТ.

 

Обоснование позиции:

Прежде всего отметим, что для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы (статьи 92, 94, 116, 117, 146, 147 ТК РФ).

В силу п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Согласно части пятой ст. 75 ТК РФ реорганизация юридического лица (включая присоединение) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками этой организации. Иначе говоря, трудовые отношения с работниками прекратившей деятельность организации продолжаются, и новым работодателем для них (часть четвертая ст. 20 ТК РФ) становится правопреемник реорганизованной организации. При этом новый работодатель осуществляет права и исполняет обязанности прежнего работодателя в отношениях с работниками.

До 2014 года отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным осуществлялось на основании аттестации рабочих мест (далее - АРМ). С 1 января 2014 года на смену указанной процедуре пришла специальная оценка условий труда (далее - СОУТ). Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) установил правовые, организационные основы и порядок проведения СОУТ, а также правовое положение, права, обязанности и ответственность ее участников. В настоящее время именно СОУТ является основой классификации условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности.

В результате таких изменений появились рабочие места, занятость на которых по действующей редакции закона стала давать меньший объем гарантий и компенсаций, чем по прежней. Чтобы работники не лишились уже установленных им гарантий и компенсаций, в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ предусмотрено переходное положение. При реализации в соответствии с новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Как следует из приведенной нормы, сохранение прежних компенсационных мер предусмотрено только в отношении конкретных работников, которым они фактически предоставлялись по состоянию на 1 января 2014 года, а не в отношении рабочих мест, аттестованных к этому моменту с отнесением условий труда к подклассу 3.1 и выше. Использование имеющихся результатов АРМ до проведения СОУТ прямо предусмотрено законом (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Верность этих тезисов подтверждается как разъяснениями Минтруда России (письмо от 26.02.2016 N 15-1/В-601, письмо от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161, п. 12 Информации от 29.10.2014), так и судебной практикой (определение Московского городского суда от 09.04.2015 N 4г-2995/15, определение Воронежского областного суда от 15.07.2014 N 33-3730).

Сам по себе факт проведения СОУТ не прекращает обязанности работодателя сохранять прежние компенсационные меры. Как указал Верховный Суд РФ в решении от 14.10.2014 N АКПИ14-918, достигнутые к 2014 году размеры предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за вредность должны сохраняться до улучшения условий труда на их рабочих местах, подтвержденного результатами проведения СОУТ. Таким образом, пересмотр возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.

Минтруд России в своих разъяснениях воспроизводит указанное толкование переходного положения и при этом добавляет: если по результатам проведения спецоценки условия труда не изменились или ухудшились, занятому на таком рабочем месте работнику должны быть сохранены все ранее предоставленные гарантии и компенсации за вредность, а также при необходимости установлены дополнительные гарантии и компенсации в связи с ухудшением условий труда (смотрите письма от 26.02.2016 N 15-1/В-601, от 16.12.2015 N 15-1/ООГ-6372, от 21.10.2015 N 15-1/В-4549).

Улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (например, был 3.2, стал 3.1). О том, что условия труда не изменились, говорит сохранение итогового класса (подкласса) (например, был подкласс 3.2, остался 3.2). Об ухудшении условий труда свидетельствует повышение итогового класса (подкласса) соответственно (например, был 3.2, стал 3.3) (письма Минтруда России от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161 и от 26.02.2016 N 15-1/В-601).

Разъяснения, приведенные в письме Роструда от 21.08.2015 N ТЗ/18930-3-3, позволяют заключить, что, по мнению чиновников, причина уменьшения итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте не имеет правового значения для решения вопроса о возможности изменить уровень предоставляемых гарантий и компенсаций. Даже если класс (подкласс) снизился в результате изменения методики проведения оценки без фактического изменения факторов производственной среды и трудового процесса, работодатель вправе установить работникам рабочее время, отпуск и доплату в соответствии с действующим законодательством.

При этом в рассматриваемой ситуации срок действия АРМ и СОУТ окончен, а новых результатов проведения СОУТ нет. Законодательством не установлено, как действовать работодателю при таких обстоятельствах.

Вместе с тем частью четвертой ст. 216 ТК РФ определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. То есть из буквального толкования нормы следует, что для отмены компенсаций за работу во вредных условиях труда, установленных работникам по результатам СОУТ, необходимо, чтобы условия труда были признаны безопасными.

Таким образом, полагаем, что работодатель должен предоставлять работникам компенсации в тех размерах и в том порядке, которые были установлены по результатам АРМ и СОУТ, до получения результатов новой СОУТ. Аналогичное мнение высказали специалисты Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2 на портале "Онлайнинспекция.РФ).

Следовательно, по нашему мнению, во всех трех указанных в вопросе случаях право на установленную медицинским работникам в трудовых договорах продолжительность отпуска за вредность нельзя уменьшить до улучшения условий труда на их рабочих местах (уменьшения итогового класса (подкласса)), подтвержденных результатами новой СОУТ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Кудряшов Максим