Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Практика работы медицинской сестры по организации помощи детям, больным сахарным диабетом: учебные программы «от инноваций – к качеству жизни» в условиях Союзного государства

DOI: https://doi.org/10.29296/25879979-2024-03-01
Номер журнала: 
3
Год издания: 
2024

Е.Е. Петряйкина(1), К.И. Григорьев(1), Т.В. Матвейчик(2), О.Ф. Выхристюк(1),
1-Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия
2-Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет», Минск, Республика Беларусь

Помощь и лечение детей и подростков с сахарным диабетом – важная часть деятельности системы здравоохранения. Социально ориентированное государство обязано обеспечить данной категории больных разработку и применение новейших методик в области профилактической диабетологии и демографии, формировать и воспитывать правильное поведение детей и подростков, осуществлять которые необходимо в семье, школе, организациях системы образования. Большое значение имеет использование стандартов/алгоритмов специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом, образовательных программ, предназначенных не только дать знания о заболевании, но и научить пациентов навыкам самоконтроля за заболеванием, принципам самостоятельного принятия решений по лечению и профилактике. В статье изложены современные принципы организации работы в школах здоровья и школах сахарного диабета, описаны учебные программы, используемые медицинскими работниками, достигнутые результаты деятельности в области профилактики обострений сахарного диабета в союзном режиме как в России, так и в Беларуси.

Ключевые слова: 
сахарный диабет
профилактика
дети
школа сахарного диабета
межгосударственное сотрудничество.

Для цитирования
Петряйкина Е.Е., Григорьев К.И., Матвейчик Т.В., Выхристюк О.Ф. Практика работы медицинской сестры по организации помощи детям, больным сахарным диабетом: учебные программы «от инноваций – к качеству жизни» в условиях Союзного государства . Медицинская сестра, 2024; (3): 3-11 https://doi.org/10.29296/25879979-2024-03-01


Список литературы: 
  1. Драпкина О.М., Концевая А.В., Калинина А.М. и др. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. Национальное руководство 2022. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022; 21 (4): 3235. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3235.
  2. Приказ Минздрава РФ от 15 января 2020 г. № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912.
  3. Состояние сестринского дела в мире: вложение средств в образование, рабочие места и воспитание лидеров. Роль и функции сестринского персонала в системах здравоохранения XXI века. ВЕБ-приложение. Копенгаген, 2020: 36 с. Версия онлайн. https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/332852/9789240009455-rus.pdf?sequence=15&isAllowed=y. Дата обращения: 22.03.2024 г
  4. Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К. и др. Сахарный диабет в Российской Федерации: динамика эпидемиологических показателей по данным Федерального регистра сахарного диабета за период 2010–2022 гг. Сахарный диабет. 2023; 26 (2): 104–123. https://doi.org/10.14341/DM13035
  5. Петряйкина Е.Е., Лаптев Д.Н., Воронцова И.Г. и др. Сахарный диабет 1 типа у детей и подростков г. Москвы. Данные московского сегмента Федерального регистра больных сахарным диабетом 2015–2020 гг. Проблемы эндокринологии 2021; 67 (6): 113–123 doi: https://doi.org/10.14341/probl12795
  6. Галстян Г.Р., Старостина Е.Г., Дедов И.И. Обучение больных как интегральная часть лечения сахарного диабета 1 типа: история развития, принципы, оценка эффективности. Проблемы эндокринологии. 1994; 40 (2): 53–57. DOI: 10.14341/probl11806
  7. Организация работы кабинета «Школа для пациентов с сахарным диабетом»: методическое руководство. М.: МЗ РНФ, 2022: 40 с.
  8. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 47 от 23.01.2020 г. Электронный ресурс: 23.-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-respubliki-belarus-ot-23.01.2020. Дата обращения: 31.03.2024 г.
  9. Шестакова М.В., Майоров А.Ю., Суркова Е.В. и др. Резолюция по итогам Первого Общероссийского Форума «Терапевтическое обучение в эндокринологии». Сахарный диабет. 2022; 25 (3): 299–304. https://doi.org/10.14341/DM12943
  10. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. Обучение пациентов и поддержка навыков самостоятельного ведения хронических заболеваний: методология реализации терапевтических программ, ориентированных на потребности пациентов. Панорама общественного здравоохранения. 2019; 5 (‎2–3)‎, 362–367. https://iris.who.int/handle/10665/330107
  11. Интервью академика И.И. Дедова. Сахарный диабет. 2011; 14 (1): 12–14. https://doi.org/10.14341/2072-0351-6244
  12. Филиппов Н.Е., Игнатина И.М. Школа здоровья для больных сахарным диабетом. Медицинская сестра. 2012, (4): 24–27
  13. Кондусова Ю. В., Крючкова А.В., Семынина Н.М. Участие медсестер-бакалавров в работе школ здоровья. Медицинская сестра. 2018; 20 (7): 49–50. DOI: 10.29296/25879979-2018-07-10.
  14. Борисова Т.С., Самохина Н.В., Кушнерук А.В. Медико-гигиеническое сопровождение детей и подростков организованных коллективов: учеб.-метод. пособие. Минск: БГМУ, 2022. 72 с.
  15. Матвейчик Т.В., Гатальская Г.В. Медицинская сестра и пациент: эффективная коммуникация: учеб.-метод. пособие. Минск: БелМАПО, 2022. 153 с.
  16. Гузик Е.О. Здоровье учащихся Республики Беларусь и пути минимизации факторов риска его формирующих. Минск: БелМАПО, 2020. 334 с.
  17. Матвейчик Т. В. Безопасность пациента как условие качества медицинской помощи. Минск: Ковчег, 2023. 111 с.
  18. Аметов А.С., Камынина Л.Л., Нажмудинова П.К. Клинические аспекты применения непрерывного мониторирования гликемии в диабетологии. РМЖ. 2013; (28): 1401–1444.
  19. Лукина Ю.В., Кутишенко Н.П., Марцевич С.Ю. и др. Опросники и шкалы для оценки приверженности к лечению – преимущества и недостатки диагностического метода в научных исследованиях и реальной клинической практике. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2020; 19 (3): 2562. DOI:10.15829/1728-8800-2020-2562
  20. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.03.2023 г.). Электронный ресурс: https://continent-online.com/ Document/?doc_id=30926305. Дата обращения: 2 апреля 2024 г
  21. Современные проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: материалы IV Междунар. научно-практич. интернет-конференции, 7–8 октября 2021 г, Беларусь. Под ред. И.В. Пантюк. Минск: БГУ, 2021. 162 с.
  22. Gregory J.W, Cameron F.J., Joshi K. et al. Diabetes in Adolescence. In «ISPAD Clinical Practice Consensus Guidelines 2022». Pediatr Diabetes. 2022; (23): 857–871. DOI: 10.1111/pedi.13408
  23. Cho S.H., Kim S., Lee Y.B. et al. Impact of continuous glucose monitoring on glycemic control and its derived metrics in type 1 diabetes: a longitudinal study. Front Endocrinol (Lausanne). 2023 May 15; (14): 1165471. DOI: 10.3389/fendo.2023.1165471
  24. Римская А.М., Красновидова А.Е., Витебская А.В. Практические аспекты применения Flash-мониторинга глюкозы по результатам анкетирования детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа. Сахарный диабет. 2023; 26 (1): 39–48. https://doi.org/10.14341/DM12889
  25. Дедов И.И., Шестакова М.В., Майоров А.Ю. др. «Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом». 10-й выпуск (дополненный). Сахарный диабет. 2021; 24 (S1). DOI: 10.14341/DM12802
  26. Валитов Б.И. Терапевтическое обучение больных – неотъемлемый элемент комплексного подхода в лечении сахарного диабета. Терапия. 2015; (4). Электронный ресурс: https://therapy-journal.ru/ru/archive/article/32284. Дата обращения: 2.04.2024 г