Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

В научной организации (государственное учреждение) есть медицинское подразделение - отделение медицинской диагностики. Здесь работают врачи разных специальностей, медсестры и т.д. Но никаких компенсаций и льгот, положенных медицинским работникам, не преду

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Наличие в структурном подразделении научной организации отделении медицинской диагностики должности, не соответствующей Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, не будет противоречить закону, если трудовая функция по этой должности не предполагает осуществление медицинской деятельности.

 

Обоснование позиции:

Прежде всего отметим, что в силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская организация - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. Из этой нормы также следует, что положения этого Закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иных юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Штатное расписание является документом, определяющим штатную структуру и штатную численность работодателя. Принятие локальных нормативных актов относится к компетенции работодателя (ст. 8 ТК РФ).

Согласно положениям п. 2 Указа Президента РФ от 15.11.1991 N 211 организации и учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливают, в частности, структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий. Соответствие Указа действующему законодательству подтверждено Верховным Судом РФ (решение от 14.04.2004 N ГКПИ04-170, определение от 18.05.2004 N КАС04-198). В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, разъясняется, что работодатель самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения - осуществляет подбор, расстановку, увольнение персонала. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя (определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 411-О-О, от 29.09.2011 N 1164-О-О, от 24.09.2012 N 1690-О, от 23.12.2014 N 2872-О, от 29.09.2015 N 1881-О, от 19.07.2016 N 1437-О, от 28.03.2017 N 477-О).

Кроме этого, право руководителя государственного учреждения самостоятельно утверждать штатное расписание предусмотрено и в п. 19, подп. "д" п. 32 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2022 г., протокол N 11). Согласно подп. "о" п. 37 этого документа формирование штатных расписаний учреждений здравоохранения осуществляется с учетом потребности в кадрах врачебного, среднего, младшего медицинского персонала, иных категорий работников, исходя из необходимости обеспечения качества и объемов оказываемых медицинских услуг с учетом рекомендуемых штатных нормативов медицинской организации, предусмотренных в порядках оказания медицинской помощи, с учетом Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников.

Таким образом, работодатель, в том числе и государственное учреждение, формирует штатное расписание, устанавливает перечень должностей работников и количество штатных единиц исходя из своих потребностей.

Вместе с тем, утверждая штатное расписание, работодателю необходимо учитывать положения части второй ст. 57 ТК РФ, согласно которой если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (далее - ЕКС) или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Выполнение работы по должностям медицинских работников дает право на льготы и компенсации. В частности, медицинским работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, отдельным категориям медицинских работников предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и т.д. (ст. 350 ТК РФ). Отметим, согласно п. 13 ст. 2 Закона N 323-ФЗ медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. Полагаем, что организации, осуществляющие на основании соответствующей лицензии медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью, также следует относить к медицинским организациям в целях предоставления медицинским работникам льгот и компенсаций, а также в части, касающейся медицинской деятельности.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 323-ФЗ установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения, относится к полномочиям Минздрава России. На этой норме базируется актуальность приказа Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 N 16, в соответствии с которым наименования структурных подразделений и должностей в штатном расписании указываются в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 N 205н (далее - Номенклатура).

Как следует из приведенных норм, если в рассматриваемой ситуации трудовая функция работника предполагает осуществление медицинской деятельности, то наименование его должности должно соответствовать наименованию должности медицинского работника, содержащейся в ЕКС (профессиональном стандарте), Номенклатуре.

При этом под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п. 10 ст. 2 Закона N 323-ФЗ). В свою очередь, медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п. 3 ст. 2 Закона N 323-ФЗ). Таким образом, тот факт, что сотрудник не будет работать с пациентами, не позволяет достоверно утверждать, что медицинская деятельность им не будет осуществляться.

Если же трудовая функция по должности, которую планирует ввести работодатель, не предусматривает осуществление медицинской деятельности, то наличие в отделении медицинской диагностики должности, не соответствующей Номенклатуре, не противоречит законодательству.

Какого-либо нормативного правового акта, устанавливающего перечень должностей и служащих и профессий рабочих, в соответствии с которым необходимо указывать в штатном расписании медицинской организации должности, не относящиеся к должностям медицинских и фармацевтических работников, нет.

В то же время в соответствии с частью пятой ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом ЕТКС, ЕКС или профессиональных стандартов.

На основании этой нормы иногда делают вывод об обязательном соответствии наименований всех должностей и профессий работников государственных учреждений наименованиям из указанных нормативных правовых актов. По нашему мнению, формулировка части пятой ст. 144 ТК РФ не позволяет сделать столь категоричный вывод. Закон указывает на необходимость учета справочников и стандартов лишь при установлении системы оплаты труда. Чтобы выполнить данное требование, достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника. Так будет сохранено необходимое по смыслу ст. 144 ТК РФ единство тарификации работ, но при этом в трудовом договоре и штатном расписании будут фигурировать наименования должностей и профессий, самостоятельно определенные учреждением. Полагаем, государственные учреждения, как и другие работодатели, обязаны в силу закона руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части наименования должностей, профессий, специальностей лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Воронова Елена