Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Доля выплат по окладам

В соответствии с п. 7 изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 марта 2024 г. N 343 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которые вносятся в постановление Правительства РФ от 28 декабря 2023 г. N 2353 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", федеральным государственным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, а также подведомственным Правительству РФ, с 1 апреля 2024 года надлежит обеспечить долю выплат по окладам в структуре фондов заработной платы медицинских работников медицинских организаций не ниже 50% без учета компенсационных выплат, сохранив при этом уровень заработной платы медицинских работников не ниже уровня заработной платы предшествующего года с учетом ее повышения в установленном законодательством порядке.

Что подразумевается под окладом: оклад или оклад с гарантированными выплатами?

Оклад врача составляет 8401 руб., но с гарантированными выплатами (за выслугу, за категорию, персональная надбавка; все выплаты указаны в трудовом договоре) составляет 52 926,30 руб.

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

На наш взгляд, включать в понятие оклада перечисленные в вопросе гарантированные выплаты оснований нет.

 

Обоснование позиции:

Действительно, в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 28.12.2023 N 2353 (далее - Постановление N 2353) федеральным государственным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, а также подведомственным Правительству РФ, с 1 апреля 2024 г. нужно обеспечить долю выплат по окладам в структуре фондов заработной платы медицинских работников медицинских организаций не ниже 50 процентов без учета компенсационных выплат, сохранив при этом уровень заработной платы медицинских работников не ниже уровня заработной платы предшествующего года с учетом ее повышения в установленном законодательством порядке. При оценке доли окладов в структуре зарплаты не учитываются выплаты, осуществляемые исходя из расчета среднего заработка.

Какого-либо специфического толкования термина "оклад" для целей применения данного постановления в нем не приводится. Соответственно, данный термин будет определяться исходя из общих нормативных положений. Так, согласно части четвертой ст. 129 ТК РФ под окладом понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Как вид вознаграждения за труд оклад является одной из составных частей заработной платы (часть первая ст. 129 ТК РФ), в которую, наряду с вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (которым по своей природе и является оклад), включаются также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части второй ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, которые включают в себя в том числе и размеры окладов, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью первой ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, на федеральном уровне действует Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583. Согласно п. 2.1 данного нормативного акта системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и федеральными учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения. Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных учреждений рекомендательный характер.

Приказом Фонда пенсионного и социального страхования РФ от 05.05.2023 N 815 утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений центров реабилитации Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Примерное положение). Данное Примерное положение содержит рекомендуемые минимальные размеры окладов медицинских работников (п. 4, приложение 1). Кроме того, положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление медицинским работникам повышающих коэффициентов к окладам, в том числе за выслугу лет, за высокую квалификацию, персонального повышающего коэффициента. Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающим коэффициентам к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент (п. 9 Примерного положения).

При этом в Примерном положении отдельно оговаривается, что применение повышающего коэффициента к окладу и персонального повышающего коэффициента не образовывает нового оклада (смотрите пп. 11.3, 12.2). Для повышающего коэффициента за высокую квалификацию соответствующей оговорки не сделано, однако, на наш взгляд, она предполагалась.

Таким образом, по нашему мнению, формулировки Примерного положения позволяют заключить, что оклад и выплаты по повышающим коэффициентам представляют собой различные виды выплат. Включение выплат по повышающим коэффициентам в состав оклада представляется неверным, а размер оклада должен определяться без учета таких выплат. Полагаем, что оснований каким-то иным образом определять размер оклада для целей применения Постановления N 2353 нет.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сутулин Павел