Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Медицинский кабинет для проведения осмотров

В случае принятия в штат организации медицинского работника с соответствующим сертификатом нужно ли транспортной компании организовать медицинский кабинет для проведения осмотров? Какие требования предъявляются к его организации в таком случае? Нужно ли получить лицензию? К какой ответственности могут привлечь организацию, если принять медицинского работника в штат, но не организовать кабинет? Будет ли это являться нарушением правил заполнения путевого листа?

 

1. В соответствии с частью третьей ст. 220 ТК РФ Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные предсменные (предрейсовые) и послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры.

Согласно п. 7 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Однако в такой ситуации работодателям необходимо учитывать следующее: в соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ медицинская деятельность отнесена к лицензируемым видам деятельности. Нормами п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности и Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры отнесены к деятельности, требующей получения лицензии.

Необходимость получения лицензии для проведения указанных медицинских осмотров следует также и из Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н. Согласно п. 8 данного документа медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

Таким образом, даже если предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся работником, состоящим в штате работодателя, и исключительно для собственных нужд работодателя, такой работодатель в любом случае признается лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, и ему необходима соответствующая лицензия, которая предусматривала бы возможность осуществления медицинских осмотров. Вывод о необходимости наличия у работодателя лицензии для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров для собственных нужд силами собственных медицинских работников, подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 12.09.2019 N А27-4422/2018, постановления Красноярского краевого суда от 01.02.2019 N 4А-41/2019, АС Волго-Вятского округа от 14.12.2017 N Ф01-5704/17).

Проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей силами штатных работников организации для собственных нужд при отсутствии у организации лицензии квалифицируется как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), что образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ (смотрите постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 18-АД14-29, решение Московского городского суда от 04.03.2019 N 7-2201/2019). Совершение данного правонарушения юридическим лицом может повлечь наложение административного штрафа от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отметим, что на практике суды иногда привлекают работодателей к ответственности за такое правонарушение по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ как за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (смотрите постановление Девятнадцатого ААС от 11.06.2020 N А36-13208/2019). Однако, на наш взгляд, осуществление организацией медицинских осмотров исключительно для собственных нужд не подпадает под понятие предпринимательской деятельности (смотрите п. 7 Обзора практики рассмотрения споров об административных правонарушениях, утвержденного протоколом Президиума ФАС Уральского округа от 14.11.2003 N 11, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2009 N 07АП-1710/09).

Кроме того, проведение медицинского осмотра в отсутствие соответствующей лицензии нельзя признать надлежащим, то есть фактически работодателем в такой ситуации не было обеспечено проведение медицинских осмотров работников, что может являться самостоятельным основанием для привлечения к административной ответственности (смотрите, например, постановления Третьего КСОЮ от 12.02.2021 N 16-159/2021, Красноярского краевого суда от 01.02.2019 N 4А-41/2019).

2. В соответствии с п. 4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение N 2 к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (утверждены Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г.)) для проведения таких осмотров организации необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров (не менее 12 кв. м) и комнаты для отбора биологических сред (не менее 4-6 кв. м). Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное):

- кушетка медицинская;

- письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

- прибор для определения артериального давления - 2 шт., термометр - 3 шт., стетофонендоскоп - 2 шт.;

- прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 шт.;

- алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 шт., экспресс-тесты на наркотики - 10 шт.;

- столик для медицинского оборудования - 1 шт.;

- шпатели медицинские - 10 шт.;

- сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 шт.;

- оборудованная комната для отбора биологических сред.

Помещение также должно быть оборудовано средствами связи.

Подробнее смотрите в материалах:

- Требования к кабинетам предрейсовых осмотров автотранспортных средств: http://21.rospotrebnadzor.ru/content/677/27270/;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 г. N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (п. 27 Приложения 1).

Несоблюдение указанных требований может рассматриваться как нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что может полечь для организации административную ответственность по ч. 2 (размер штрафа 100 000 - 150 000 руб.) и ч. 3 (размер штрафа 150 000 - 250 000 руб.) ст. 19.20 КоАП РФ.

3. В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. В настоящее время форму путевого листа организация или ИП вправе разработать самостоятельно. При этом за основу может быть принята соответствующая унифицированная форма, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 (смотрите ч. 1 ст. 2, ч. 4 ст. 9, ст. 32 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), а также постановление АС Московского округа от 21.08.2018 N Ф05-12699/18). При этом форма путевого листа, утвержденная руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, должна содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Кроме того, при ее разработке следует учитывать требования приказа Минтранса России от 11.09.2020 N 368, которым утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее - Приказ N 368).

Отсутствие отметки о прохождении медицинского осмотра на практике квалифицируется как административное правонарушение, выразившееся в осуществлении перевозок грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ (решение Приморского краевого суда от 05.08.2015 по делу N 21-913/2015, решение Самарского областного суда от 06.08.2015 по делу N 21-901/2015, решение Верховного Суда Республики Адыгея от 19.12.2018 по делу N 7-413/2018), что влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Приказ N 368 не содержит требования об указании в путевом листе реквизитов лицензии на проведение медицинских осмотров, соответственно, их отсутствие само по себе нарушением правил оформления данного документа не является. Однако отсутствие медицинской лицензии рассматривается судами в качестве обстоятельства, свидетельствующего о нарушении требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, что опять же влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ (смотрите постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 октября 2022 г. N Ф05-16562/22 по делу N А40-8475/2022, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2022 г. N 09АП-56855/22 по делу N А40-1740/2022).

Кроме того, с 1 марта 2023 года будет действовать новый приказ Минтранса РФ от 28 сентября 2022 г. N 390 "Об утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", и порядка оформления или формирования путевого листа" (приказ N 368 с указанной даты утрачивает силу). Согласно п. 12 нового порядка оформления путевого листа в документе, помимо даты и времени проведения предсменного, предрейсового медицинского осмотра, проводимого перед началом рабочего дня (смены, рейса), и послесменного, послерейсового медицинского осмотра водителя, проводимого по окончании рабочего дня (смены, рейса), должны указываться также серия, номер, дата выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Золотых Максим