Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Может ли лаборант работать в больнице по совместительству медицинским лабораторным техником с учетом требований к квалификации и того факта, что по совместительству и по основному месту работы у него вредные условия труда?

1. В силу части первой ст. 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон N 323-ФЗ) право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. В то же время до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ).

Согласно разделу I Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н (далее - Номенклатура), должность "медицинский лабораторный техник" (далее - фельдшер-лаборант) поименована в числе должностей специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал) (смотрите п. 1.4 Номенклатуры).

Приказ Минздрава РФ от 10.02.2016 N 83н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием" (далее - Приказ N 83) устанавливает квалификационные требования в зависимости от специальности, по которой работает фельдшер-лаборант.

Вместе с тем в соответствии с Трудовым кодексом медицинским работникам предоставляются соответствующие компенсации, льготы (смотрите, например, ст. 350 ТК РФ), следовательно, квалификационные требования к должностям этих работников должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (часть вторая ст. 57 ТК РФ).

Как видно, указанная норма ст. 57 ТК РФ предполагает наличие у работодателя права выбора того, какой именно из поименованных в данной норме документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 информации Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465, письмо Министерства экономического развития РФ от 17.10.2013 N 22405-ОФ/Д26и).

В силу части первой ст. 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в случаях, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ*(1) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, и только в части указанных требований.

В соответствии с разделом "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н (далее - Справочник), для работы в должности фельшера-лаборанта необходимо наличие среднего профессионального образования по специальности "Лабораторная диагностика" и сертификата специалиста по специальности "Лабораторная диагностика", "Гистология", "Лабораторное дело", "Судебно-медицинская экспертиза" без предъявления требований к стажу работы.

Согласно п. 3.4 профессионального стандарта "Специалист в области медико-профилактического дела со средним медицинским образованием", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.05.2021 N 348н, для работы по должности фельдшера-лаборанта работник должен иметь среднее профессиональное образование по специальности "Медико-профилактическое дело" или "Лабораторная диагностика" и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Лабораторное дело", а также сертификат специалиста и (или) свидетельство об аккредитации по специальности "Лабораторное дело".

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов..." (далее - Постановление N 584) (далее - постановление N 584) был предусмотрен переход государственных и муниципальных учреждений на профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, не позднее 1 января 2020 года (смотрите также информационное письмо Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 N 122 "Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов").

В свою очередь, Постановление N 584 не устанавливает для бюджетных учреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов, не предусмотренных частью второй ст. 57 и ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь определяет необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников.

Иными словами, для бюджетных учреждений установлен лишь особый порядок введения тех профстандартов, которые обязательны ко всеобщему применению. Так, бюджетные учреждения вводят профессиональные стандарты на основе утвержденного ими плана по организации применения профстандартов (смотрите п. 1 Постановления N 584).

Вместе с тем отметим, что в Постановлении N 584 установлен срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием не позднее 01.01.2020. При этом какого-либо срока, в течение которого бюджетные учреждения должны внедрить вновь утвержденные после 01.01.2020 профессиональные стандарты, законом не предусмотрено. В то же время заметим, что сами приказы об утверждении профстандартов не могут рассматриваться в качестве документов, обуславливающих необходимость применения этих профстандартов.

На наш взгляд, при совокупном толковании указанных норм работодатель вправе руководствоваться требованиями, указанными в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Данная позиция подтверждается судебной практикой (определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июля 2020 г. по делу N 8Г-14933/2020, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 17 декабря 2018 г. по делу N 33-6680/2018, апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 февраля 2018 г. по делу N 33-3053/2018).

Таким образом, государственное бюджетное учреждение при решении вопроса о приеме на работу медицинского работника обязано руководствоваться профстандартами только в случаях, прямо предусмотренных ст. 195.3 и 57 ТК РФ. Вместе с тем отметим, что необходимость соответствия квалификационных требований по должностям работников государственного бюджетного учреждения квалификационным требованиям, содержащимся в профессиональном стандарте, может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений. Также такое решение может быть принято непосредственно работодателем (т.е. учреждением). Однако напомним, что в соответствии с п. 11.2 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации (разработаны ФГБУ ВНИИ труда Минтруда РФ) (по состоянию на 26 июля 2018 г.) ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

2. Частью пятой ст. 282 ТК РФ установлен запрет на работу с вредными и (или) опасными условиями труда на условиях совместительства, если основная работа связана с такими же условиями.

Согласно части шестой ст. 282 ТК РФ особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры), помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Так, особенности совместительства медицинских работников определены главой 44 ТК РФ и постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (далее - Постановление N 41).

Подпунктом "а" п. 1 Постановления N 41 установлено, что педагогические, медицинские, фармацевтические работники и работники культуры вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Со своей стороны отметим, что согласно ст. 251 ТК РФ особенности регулирования труда - это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. Однако положения части пятой ст. 282 ТК РФ не допускают исключений в отношении каких-либо категорий работников, в том числе и медицинских. При этом постановлением Минтруда не могут быть установлены иные правила, нежели предусмотренные ТК РФ, поскольку в силу части восьмой ст. 5 ТК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Иными словами, особенности работы по совместительству, установленные ТК РФ, в том числе касающиеся запретов на совместительство, могут быть лишь дополнены в отношении медицинских работников прочими особенностями, но не изменены и не отменены другими нормативными правовыми актами.

Кроме того, в подп. "а" п. 1 Постановления N 41 речь идет о таком обстоятельстве, как установление медицинскому работнику сокращенной продолжительности рабочего времени, и в этой норме не упоминается о работе во вредных и (или) опасных условиях труда. Статья 92 ТК РФ предусматривает такие самостоятельные категории работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, как: медицинские работники и работники, работающие во вредных условиях 3 или 4 степени или опасных условиях труда. Часть пятая ст. 92 ТК РФ, предусматривающая возможность установления сокращенного рабочего времени для медицинских работников, не ставит эту возможность в зависимость от того, работают ли данные работники во вредных и (или) опасных условиях труда. Об этом свидетельствует также и то, что абсолютно всем медицинским работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю (часть первая ст. 350 ТК РФ). Наряду с этим отнесение условий труда к вредным и (или) опасным в результате проведения специальной оценки условий труда также обязывает работодателя устанавливать сокращенную продолжительность рабочего времени независимо от того, относится ли тот или иной сотрудник к медицинским работникам или нет (часть первая ст. 92 ТК РФ). Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 92 ТК РФ).

При этом представители Минздравсоцразвития РФ, ссылаясь на подп. "а" п. 1 Постановления N 41, высказывали мнение о том, что в отношении медицинских работников данная норма не применяется (смотрите ответ Н.З. Ковязиной, представителя Минздравсоцразвития России ("Налоговый вестник", 2007, N 5)).

Таким образом, приравнивать медицинских работников с сокращенным рабочим днем к медицинским работникам, работающим во вредных и (или) опасных условиях труда, и с этой точки зрения применять положения подп. "а" п. 1 Постановления N 41, разрешая последним работать по совместительству в аналогичных условиях труда, на наш взгляд, неправомерно. Данная позиция поддерживается и специалистами Роструда.

В судебной практике можно встретить две противоположные позиции по вопросу о возможности работы медицинских работников на условиях совместительства во вредных условиях в случае, когда основная работа также связана с вредными и (или) опасными условиями труда. Некоторые суды придерживаются позиции, аналогичной мнению Минздравсоцразвития РФ (смотрите, например, определение Калужского областного суда от 17.06.2020 N 33а-722/2020, определение Верховного Суда Республики Коми от 28.03.2019 N 33-801/2019, решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 27.09.2018 по делу N 2(1)-2503/2018, определение Оренбургского областного суда от 04.04.2017 N 33-2404/2017, определение Иркутского областного суда от 13.01.2015 N 33-90/15), а другие считают, что положения части пятой ст. 282 ТК РФ применяются в том числе и к медицинским работникам (смотрите, например, п. 3 Справки по результатам изучения практики разрешения судами Калининградской области в 2011-2013 гг. дел по спорам, связанным с применением законодательства, устанавливающего особенности регулирования труда отдельных категорий работников, указанных в главах 43-49.1 и 51-55 Трудового кодекса Российской Федерации (дело по иску А.М.М. к ГБУЗ "Бюро судебной медицинской экспертизы", рассмотренное Ленинградским районным судом г. Калининграда 04.12.2012), определение Камчатского краевого суда по делу N 33-1072/2011, определение Омского областного суда от 01.06.2011 N 33-3585/11).

Таким образом, если придерживаться позиции, что запрет на работу по совместительству в отношении медицинских работников не применяется, то работник, работающий в должности "лаборант", может работать по совместительству в должности "медицинский лабораторный техник".

Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов контролирующих органов.

 

К сведению.

Согласно подп. "б" п. 1 Постановления N 41 продолжительность работы по совместительству медицинских работников по конкретным должностям устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и она не может превышать для врачей и среднего медицинского персонала городов, где имеется их недостаток, месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. То есть в таких случаях ограничение по продолжительности рабочего времени работника, установленное ст. 284 ТК РФ, не действует.

Критерии для установления факта недостатка врачей и среднего медицинского персонала законодательством не предусмотрены. Учитывая, что в силу упомянутого подп. "б" п. 1 Постановления N 41 продолжительность работы по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливается в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ, такие критерии, на наш взгляд, могут быть установлены органами государственной власти субъектов РФ (смотрите ответ 5, ответ 6 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ")

Так, приказом Министерства здравоохранения Республики Карелия от 28.03.2017 N 407 установлено, что в государственных учреждениях здравоохранения Республики Карелия в соответствии с Перечнем должностей, утвержденным данным приказом, где имеется недостаток врачей и среднего медицинского персонала, продолжительность работы по совместительству устанавливается по соглашению между работником и работодателем, но не более месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения). В перечне указанные в вопросе должности не поименованы. Соответственно, продолжительность работы по совместительству по должности медицинского лабораторного техника должна определяться в соответствии с абзацами 2 и 3 п. 1 Постановления N 41.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Комарова Виктория