Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

Специальная социальная выплата

1. В п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 внесено дополнение следующего характера: установить с 1 января 2023 года специальную социальную выплату следующим категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования. Означает ли данное дополнение, что работники паллиативной медицинской помощи имеют право на вышеуказанные выплаты? Паллиативная медицинская помощь включена в территориальную программу ОМС.

2. К каким пунктам относятся медицинские работники центральных районных больниц?

Врачи - подпункт "а", СМП - подпункт "д", ММП - подпункт "з" без подразделения на виды медицинской помощи или нужно разделять по видам медицинской помощи:

- амбулаторная медицинская помощь, соответствующие подпункту "б" врачи, подпункту "е" СМП, подпункту "и" - ММП;

- скорая медицинская помощь, соответствующие подпункту "г" - врачи, подпунктам "ж" и л" - СМП, подпункту "к" - ММП;

- стационарная и общебольничная медицинская помощь, соответствующие подпункту "а" - врачи, подпункту "д" - СМП, подпункту "з" - ММП?

3. Если подразделяются по видам медицинской помощи, то в амбулаторной медицинской помощи исключаются медицинские регистраторы, медицинские дезинфекторы?

4. Провизорам специальная социальная выплата назначается?

 

По заданным вопросам сообщаем следующее.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 (далее - Постановление N 2568) специальная социальная выплата устанавливается, в частности, медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования. Из буквального толкования приведенного пункта следует, что специальная социальная выплата устанавливается только медицинским работникам, под которыми понимаются лица, имеющие медицинское или иное образование, работающие в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. В свою очередь, медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п. 10 и п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 323-ФЗ).

Очевидно, что провизор не осуществляет медицинскую деятельность (смотрите Профессиональный стандарт "Провизор", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. N 91н), соответственно, не относится к медицинским работникам. Кроме того, в п. 3 Разъяснений по применению Постановления N 2568, утвержденных приказом Минздрава РФ от 10 марта 2023 г. N 99 (далее - Разъяснения), а также в разъяснениях Минздрава России, данных в письме от 10.02.2023 N 16-3/И/2-2050, указано, что должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей, определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н. Согласно этому документу должности "заведующий аптекой", "провизор" относятся к должностям фармацевтических работников. Этот документ утратил силу с 01.09.2023. Однако и в соответствии с действующим в настоящее время п. 7 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 N 205н (далее - Номенклатура), эту должность нельзя отнести к должностям медицинских работников. Таким образом, на провизоров - фармацевтических работников нормы Постановления N 2568 не распространяются.

Анализируя п. 2 Постановления N 2568, также отметим, что в связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 N 343 (далее - Постановление N 343), специальная социальная выплата, в частности, устанавливается при наличии следующих условий:

- медицинские работники должны оказывать медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования;

- медицинские организации должны входить в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвовать в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.

В этой связи отметим, что, несмотря на присутствие в п. 2 Постановления N 2568 запятой между словосочетаниями "медицинских работников" и "медицинских организаций", отделяющей причастный оборот, на наш взгляд, одновременное наличие указанных условий для начисления социальной выплаты является обязательным. Другими словами, социальная выплата назначаются медицинским работникам, а не медицинским организациям, поэтому трактовать рассматриваемую норму таким образом, что выплата назначается отдельно медицинским работникам и отдельно медицинским организациям, формулировка приведенной нормы не позволяет. Так, если бы отдельно подразумевались медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования и медицинские работники медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, то перед словосочетанием "медицинских организаций" законодатель бы употребил словосочетание "медицинские работники" или "категории медицинских работников". А поскольку такое уточнение отсутствует, то считаем, что норма п. 2 Постановления N 2568 должна трактоваться в системной взаимосвязи, а именно медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь в медицинских организациях.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 2 Постановления N 2568 специальная социальная выплата полагается не всем медицинским работникам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, а только тем, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 323-ФЗ под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 323-ФЗ). Соответственно, медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N 323-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 32 Закона N 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь. Согласно ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь. В свою очередь, территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования при условии выполнения требований, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (ч. 7 ст. 36 Закона N 326-ФЗ). Таким образом, если медицинские работники оказывают паллиативную медицинскую помощь, которая предусмотрена территориальной программой обязательного медицинского страхования, то они имеют право на специальную социальную выплату.

Отметим, что медицинский дезинфектор и медицинский регистратор относятся к должностям специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал) (подп. 9.28 п. 9, подп. 9.31 п. 9 Номенклатуры). Однако для установления работникам, занимающим указанные должности, специальной социальной выплаты, они в силу п. 2 Постановления N 2568 должны теперь непосредственно оказывать медицинскую помощь. Между тем, как следует из раздела III "Должности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н (далее - ЕКС), в должностные обязанности медицинского регистратора входит осуществление регистрации больных, обратившихся в медицинскую организацию для получения медицинских услуг, обеспечение хранения и доставку медицинских карт в кабинет врача, участие в оформлении и регистрации листков нетрудоспособности. В свою очередь, в должностные обязанности медицинского дезинфектора включается подготовка дезинфекционных растворов, препаратов, приманок, инвентаря, аппаратуры, лабораторной посуды для проведения работ по дезинсекции, дезинфекции и дератизации. Кроме того, он ведет прием, учет, хранение и отпуск ядохимикатов и продуктов для приготовления приманок в соответствии с требованиями инструкций; своевременно сдает по окончании работы неизрасходованные дезинфекционные средства и материалы в установленном порядке. Проверяет качество и исправность средств защиты: противогазов, спецодежды, инвентаря и т.д. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил безопасной работы с вредными веществами при выполнении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ. Оформляет первичную учетно-отчетную документацию.

Таким образом, исходя из понятия медицинской помощи, трудовых функций указанных медицинских работников, можно прийти к выводу, что какие-либо виды медицинской помощи данные работники непосредственно не осуществляют, следовательно, нормы Постановления N 2568 на них не распространяются.

Продолжая анализ п. 2 Постановления N 2568, отметим, что он включает в себя перечень конкретных категорий медицинских работников, а также медицинских организаций. Так, социальная выплата устанавливается медицинским работникам, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования:

а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 2 Постановления N 2568;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) средний медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р;

е) средний медицинский персонал, работающий с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающий первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

Как следует из приведенного перечня, медицинские работники центральных районных больниц непосредственно указаны в подп. "а", "д", "з", и в этом смысле, действительно, их можно обособить по наличию указания в этих пунктах вида медицинской организации. В то же время если какой-либо подпункт п. 2 Постановления N 2568, кроме подп. "а", "д", "з", также распространяется на медицинских работников центральных районных больниц, хотя напрямую ссылка на данную больницу отсутствует, то право на выплату медицинские работники будут иметь на основании этого пункта тоже. Например, подп. "в" п. 2 Постановления N 2568 не содержит указания на медицинские организации, однако, если врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 2 Постановления N 2568, занимают соответствующие должности в центральной районной больнице (ее филиале, структурном подразделении), то не применять данный подпункт в таком случае нет оснований. Если же подпункты являются взаимоисключающими, то есть, например, оказание первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу не осуществляется центральной районной больницей, то, соответственно, подп. "б" п. 2 Постановления N 2568 в данном случае применяться не будет, и в этом смысле можно говорить о "раздельном" применении подпунктов, в том числе в зависимости от видов медицинской помощи.

К сожалению, какие-либо официальные разъяснения по применению Постановления N 2568 после внесения в него изменений Постановлением N 343 отсутствуют. В связи с чем обращаем внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением, основанным на субъективном понимании приведенных в ответе норм, и может не совпадать с мнением других специалистов и мнением контролирующих органов.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Странцова Наталья