Журнал включен в российские и международные библиотечные и реферативные базы данных
РИНЦ (Россия)
RINZ (RUSSIA)
Регистрационное агентство DOI (США)
DOI Registration Agency (USA)
Эко-Вектор (Россия)
Eco-Vector (Russia)
Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Director

С какого периода частные медицинские организации стали относиться к учреждениям медицинской деятельности в целях исчисления трудового стажа медицинских работников для дальнейшего досрочного выхода на пенсию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Вопрос о включении периода работы в АО в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, скорее всего, придется решать в судебном порядке.

 

Обоснование вывода:

Пенсионное обеспечение граждан в РФ осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставлено п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (далее - Списки), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Правила). В части, не урегулированной этими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанной пенсии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. Списки являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат (определение Тверского областного суда от 02.08.2011 N 33-3104, определение Рязанского областного суда от 06.10.2010 N 33-1728).

Особенностью назначения досрочной пенсии медицинским работникам является соответствие наименований должностей и учреждений должностям и учреждениям, указанным в Списке, или тождественность таким наименованиям. В рассматриваемой ситуации работа в должности медицинской сестры в санатории соответствует вышеуказанному требованию, при этом санатории должны иметь соответствующий профиль:

- для лечения туберкулеза всех форм;

- для больных с последствиями полиомиелита;

- для гематологических больных;

- для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- для больных ревматизмом;

- психоневрологические.

Однако, по мнению специалистов СФР, организационно-правовая форма организации АО является препятствием для зачета в специальный стаж указанного периода работы.

Действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях. В Законе N 400-ФЗ и Списках не содержится указания на форму собственности учреждений (организаций), осуществляющих медицинскую деятельность. Более того, требование осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях было прямо исключено из пенсионного законодательства еще Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Закон распространяется на иных юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяется к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях данного закона к медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

В Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников (приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. N 205н) нет разделения на должности в государственных и муниципальных заведениях и на должности в учреждениях частной формы собственности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ по смыслу Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочим, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий (п. 3.3 постановления от 03.06.2004 N 11-П).

Таким образом, понятием "учреждение здравоохранения" в Законе N 323-ФЗ охватывается в том числе субъект частной системы здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 N 04АП-2534/13).

Помимо этого, в санатории (АО), как и в учреждении здравоохранения, работают медицинские работники, требования к образованию и квалификации которых, а также их ответственность аналогичны статусу медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Медицинские работники как учреждений здравоохранения, так и АО при оказании медицинских услуг в равной степени подвержены неблагоприятному воздействию различных факторов, а также повышенным психофизическим нагрузкам, поскольку медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с едиными Порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории России всеми медицинскими организациями (ст. 37 Закона N 323-ФЗ).

На этом основании мы полагаем, что периоды работы в медицинских организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, нежели учреждения (в том числе АО), включаются в специальный стаж для досрочного назначения пенсии медицинским работникам.

В то же время территориальные органы СФР на практике по-своему трактуют законодательство и считают, что установлена единственная организационно-правовая форма организаций, работа в которых дает право на досрочную пенсию, - учреждение. Работа в организациях здравоохранения, имеющих иную организационно-правовую форму (например АО), в специальный стаж засчитана быть не может (смотрите разъяснение на официальном сайте СФР: "Пенсия медикам выработавшим стаж в ООО, ОАО" (https://sfr.gov.ru/branches/kbr/news~2018/02/15/153293?ysclid=lnaen4z0ma...)).

Поэтому вопрос о включении периода работы в АО в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, скорее всего, придется решать в судебном порядке.

Соответственно, наличие или отсутствие права на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья должно рассматриваться в каждом конкретном случае с установлением тождественности должностей, учреждений здравоохранения, характера выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 N 81-О).

 

К сведению:

С 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ срок выхода на пенсию для медицинских работников изменился. Право на досрочную страховую пенсию по старости они будут приобретать не в год выработки необходимого специального стажа, а через пять лет после этого с учетом переходного периода.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Дроздова Анжелика